Год 2004: встречайте изменения в Налоговый кодекс

421
Федеральный закон, подписанный президентом 8 декабря сего года и получивший номер 163-ФЗ, вносит изменения в различные налоговые законы, в том числе и в Налоговый кодекс. Но наиболее значимыми и затрагивающими широкий круг налогоплательщиков являются изменения, внесенные в главу НК РФ о налоге на добавленную стоимость и в главу кодекса о налоге на доходы физических лиц. С этих-то изменений мы и начнем комментарий закона.

Федеральный закон, подписанный президентом 8 декабря сего года и получивший номер 163-ФЗ, вносит изменения в различные налоговые законы, в том числе и в Налоговый кодекс. Но наиболее значимыми и затрагивающими широкий круг налогоплательщиков являются изменения, внесенные в главу НК РФ о налоге на добавленную стоимость и в главу кодекса о налоге на доходы физических лиц. С этих-то изменений мы и начнем комментарий закона.

НДС: у агентов две платежки

Изменения, внесенные законом № 163-ФЗ в статью 174 НК РФ, несомненно добавят головной боли как российским организациям, оплачивающим работы или услуги, оказанные иностранными организациями, так и банкам. Перед тем как перейти собственно к изменениям, напомним, что в некоторых случаях, согласно статье 161 НК РФ, отечественные налогоплательщики во взаимоотношениях со своими иностранными контрагентами превращаются еще и в налоговых агентов. Это происходит, если иностранцы не состоят на налоговом учете в нашей стране, а местом реализации товаров, работ или услуг признается Россия. В таком случае налоговый агент должен удержать из дохода иностранца НДС и перечислить его в бюджет.

Надо заметить, что частенько российские организации этой обязанностью пренебрегали. Ведь обычно в контрактах с иностранцами налоги отдельно не выделяются, поэтому перечислять за границу надо именно всю сумму, указанную в договоре. Если же из нее вычесть НДС, то иностранный партнер может расценить это как нарушение договора.

Искоренить такую практику законодатель решил следующим образом. С 1 января 2004 года налогоплательщик, оплачивающий работы или услуги, оказанные ему на территории нашей страны не учтенными в России иностранцами, должен одновременно с "платежкой" на перечисление стоимости работы или услуги предъявить в банк еще и поручение на перечисление НДС. Без второй "платежки" банк не вправе перечислять деньги иностранцу (п. 4 ст. 174 НК РФ в новой редакции).

Возникает вопрос: вправе ли Налоговый кодекс вводить такие ограничения? Ведь организация, перечисляющая деньги иностранцу, является не только налоговым агентом, но и клиентом банка, с которым у нее заключен договор банковского счета. Может ли банк не исполнять поручение своего клиента? Ответ надо искать в ГК РФ.

Пункт 3 статьи 845 ГК РФ допускает введение ограничений по распоряжению счетами в банках. Эти ограничения могут вводиться или договором банковского счета, или законом. Таким образом, новая редакция пункта 4 статьи 174 НК РФ, вводящая ограничения, юридически безупречна.

Банкам велено проверять

А вот практический аспект нового правила далек от совершенства. Действительно, как именно банк должен выполнять новые требования статьи 174 НК РФ?

Получается, что при проведении каждого (!) платежа банк должен, во-первых, по наименованию получателя денежных средств (как правило, в латинской транскрипции) и по номеру счета, на который клиент переводит денежные средства, определить, является ли налогоплательщик иностранным лицом. Заметим, что при расчетах в российских рублях этот факт выявить возможно по номеру счета (у нерезидентов они особые), а вот при расчетах в валюте определить статус получателя будет уже проблематично.

Во-вторых, из этого же платежного поручения по наличию или отсутствию ИНН получателя денег банк может определить, состоит он на учете в налоговых органах или нет.

И в-третьих, банк должен получить полную информацию о назначении платежа (о том, за какие именно работы или услуги происходит оплата). То есть фактически банку надо будет выяснить, а была ли местом реализации работ (услуг) территория РФ (ведь, напомним, только в таком случае у российского плательщика появляется обязанность налогового агента). А это в свою очередь значит, что банк должен запросить у клиента как минимум контракт с иностранным лицом и акт о выполненных работах...

А время между тем работает не на банк, и у клиента могут возникнуть законные упреки в адрес банка на несвоевременное проведение платежа (на осуществление платежа банку отведено от двух до пяти операционных дней - статья 80 Федерального закона от 10.07.02 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"). По существу речь идет о создании в банках системы, которая будет контролировать такие платежи.

Утешением же пока может служить тот факт, что ответственности банка за операцию по переводу платежа, который по признакам пункта 4 статьи 174 НК не подлежит переводу, не установлено никакой. Поэтому не исключено, что и в 2004 году налоговые агенты смогут оплатить работы или услуги, выполненные иностранным контрагентом, без одновременного перечисления НДС. И в таком случае агенту, как и сейчас, будет грозить штраф по статье 123 НК РФ в размере 20 процентов от неудержанной суммы НДС.

НДФЛ: льгота стала больше

Закон № 163-ФЗ внес изменение, как мы уже сказали, и в главу кодекса по налогу на доходы физических лиц. Изменение коснулось статьи 213 НК РФ, в которой прописаны особенности определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц по договорам страхования и негосударственного пенсионного обеспечения. Сейчас она позволяет не включать в совокупный доход работников платежи работодателей по договорам добровольного пенсионного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) при условии, что общая сумма платежей (взносов) не превышает 2 тыс. рублей в год на одного работника. Со следующего года этот лимит будет составлять 5 тыс. рублей.

Из кодекса можно понять, что, если сумма платежей превышает установленный предел, в налогооблагаемый доход работника нужно включить всю сумму платежей. Однако методические рекомендации МНС России по применению главы 23 НК РФ предлагают более выгодный вариант - включать в совокупный доход работника сумму, превышающую установленный лимит. Такой доход облагается НДФЛ по ставке 13 процентов (п. 1 раздела II-3 методических рекомендаций).

Пример.

Организация заключила договор с негосударственным пенсионным фондом о негосударственном пенсионном обеспечении работников, взносы уплачиваются за счет средств работодателя. В 2004 году размер пенсионных взносов за одного участника составит 6000 руб., по 1500 руб. в квартал.

Общая сумма взносов превышает 5000 руб. в год на одного работника. По методическим рекомендациям в совокупный доход работника, облагаемый по ставке 13 процентов, нужно включить 1000 руб. (6000 - 5000).

Напомним, что платежи по договорам добровольного пенсионного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) организация учитывает при исчислении налогооблагаемой прибыли как расходы на оплату труда (п. 16 ст. 255 НК РФ). При условии, что договор предусматривает выплату пенсий только при достижении застрахованным работником пенсионных оснований, дающих право на государственную пенсию. Как и по налогу на доходы физических лиц, предельный размер взносов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, ограничен. Совокупная сумма платежей по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования, негосударственного пенсионного обеспечения работников уменьшает прибыль в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда (без учета расходов на страхование).

Кстати, ЕСН страховые взносы не облагаются, поскольку не подпадают под определение объекта налогообложения по пункту 1 статьи 236 НК РФ.

Задолженность спишут, льготы уменьшат

Остальные же изменения, содержащиеся в законе № 163-ФЗ, носят менее глобальный характер. Так, статья 1 закона разрешает списывать числящуюся по состоянию на 1 января 2001 года безнадежную задолженность по платежам во внебюджетные фонды.

Статья 3 ограничивает срок действия "инвестиционных" льгот по старому налогу на прибыль, предоставленных органами местного самоуправления. Такие льготы утратят силу 1 января 2004 года.

И наконец, статьи 6 и 7 закона изменяют порядок налогообложения отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР. В частности, отчисления таких фондов в Российский фонд технологического развития начиная с 1 января 2002 года можно учесть в полном размере.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа финансового руководителя

    Самое выгодное предложение

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...

    Вопрос в редакцию

    Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

    Вопрос чиновнику

    Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

    Техподдержка

    Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!





    Топ-10 главных тем номера

    Как с 1 октября 2017 года оформлять счета-фактуры и вести книги по НДС

    Бухгалтерский справочник по исправлению ошибок в документах

    Как работать с онлайн-кассой после 1 июля 2017 года

    Как избежать случайных ошибок в расчете отпускных

    Как сверить налоговую нагрузку компании с безопасными показателями

    Готовые ответы на требования инспекторов по новой отчетности

    Почему блокируют клиент-банк. Реальные основания и мифы

    Как заполнять платежные поручения по взносам: новые правила

    Как компаниям платить налоги друг за друга, чтобы деньги попали в бюджет

    Бухгалтерские секреты, которые каждый день упрощают работу коллег

    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru
    Политика конфиденциальности
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62334 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль