Нормы расхода ГСМ: зачем они бухгалтеру?

839

На прошлой неделе были обнародованы новые "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте"*, которые Минтранс России утвердил 29 апреля 2003 года. Транспортное министерство объясняет появление новых норм тем, что срок действия прежних, действовавших с 1997 года и неоднократно продлевавшихся, наконец-то истек 1 июля 2003 года. Им на смену и пришли новые нормы, срок действия которых ограничен 1 января 2008 года.

Заметим, что новый документ принципиально не отличается от предшественника. Конечно, "ассортимент" автомобилей, по которым нормируется расход горючего, заметно вырос - в основном за счет расширения модельного ряда иномарок. Причем нормы расхода топлива, масла и смазок определяются отдельно по каждой конкретной модели и каждой марке автомобиля.

Однако сами числовые значения норм в большинстве случаев остались на прежнем уровне.

Скажем, для "ВАЗ-2106" как была базовая норма 9 литров топлива на 100 километров пробега, так и осталась она на том же уровне. Еще пример: для автомобилей концерна Peugeot российский Минтранс прежде нормировал расходы только по модели Peugeot 205 (7 литров, и норма осталась прежней). Теперь добавились еще три модели этой известной французской марки.

Для каких надобностей бухгалтер может употребить нормы Минтранса? Сам документ "расхваливает" себя на все лады: дескать, предназначен и для определения себестоимости перевозок, и для планирования потребности в нефтепродуктах, и для разработки ведомственных норм, и даже для "осуществления расчетов по налогообложению предприятий".

Придется копнуть теорию, чтобы сразу внести ясность. Нормы расхода ГСМ для налогообложения прибыли не имеют ровным счетом никакого значения, поскольку Налоговый кодекс не говорит об учете расходов на содержание служебного транспорта организаций в пределах норм (подп. 11 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 254 НК РФ).

Кстати, на решении Минтранса есть отметка о согласовании с МНС России. Однако налогоплательщику до этого не должно быть никакого дела. Потому что согласование состоялось в департаменте... материально-технического и социального обеспечения МНС России. А это подразделение занимается отнюдь не методологией налогообложения прибыли, а материально-техническим обеспечением налогового ведомства. Так что если департамент и занимается нормированием расходов, то только внутриминистерских.

Но если нормы Минтрансом создаются, значит, это кому-нибудь нужно? Да, нужно для целей бухучета. Например, Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте (утверждена приказом Минтранса России от 24.06.03 № 153) гласит: расходы на топливо можно учесть в составе материальных только в пределах норм расхода ГСМ. А сверхнормативные затраты, согласно инструкции, надо учитывать в составе внереализационных расходов.

Кроме того, предприятия могут использовать нормы для экономических целей: например, для разработки собственных нормативов по расходам топлива, анализа путевых листов или контроля за своими обособленными подразделениями и за работниками.

* - Утверждены руководящим документом Р3112194-0366-03. Опубликованы в приложении "Официальные документы" № 30, 2003.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа финансового руководителя

    Самое выгодное предложение

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...

    Вопрос в редакцию

    Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

    Вопрос чиновнику

    Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

    Техподдержка

    Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!





    Топ-10 главных тем номера

    Как с 1 октября 2017 года оформлять счета-фактуры и вести книги по НДС

    Бухгалтерский справочник по исправлению ошибок в документах

    Как работать с онлайн-кассой после 1 июля 2017 года

    Как избежать случайных ошибок в расчете отпускных

    Как сверить налоговую нагрузку компании с безопасными показателями

    Готовые ответы на требования инспекторов по новой отчетности

    Почему блокируют клиент-банк. Реальные основания и мифы

    Как заполнять платежные поручения по взносам: новые правила

    Как компаниям платить налоги друг за друга, чтобы деньги попали в бюджет

    Бухгалтерские секреты, которые каждый день упрощают работу коллег

    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru
    Политика конфиденциальности
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62334 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль