Квотирование новое, проблемы старые

966
Совсем недавно столичное правительство обновило порядок квотирования рабочих мест для инвалидов. Однако новый порядок содержит в себе несколько спорных моментов. Одними из самых актуальных являются вопросы об ответственности за невыполнение условий квотирования, а также о возможности отнесения платы за невыполнение квотирования на расходы для налога на прибыль.

Вначале несколько слов о том, что приготовил работодателям (организациям и предпринимателям) новый порядок квотирования, утвержденный постановлением правительства Москвы от 04.03.03 № 125-П. Как и ранее, для каждого работодателя, у которого среднесписочная численность работников превышает 30 человек, установлена квота приема инвалидов на работу. Размер квоты также остался прежним и составляет максимально дозволенные федеральным законом 4 процента*. За невыполнение этой квоты надо ежемесячно вносить в городской бюджет плату за каждого нетрудоустроенного инвалида. Размер платы приравнен к прожиточному минимуму трудоспособного населения (сегодня это 2065 рублей). Кроме этого работодателю придется ежеквартально сдавать отчетность по квотированию, а также уведомлять специальную городскую структуру (ГУ г. Москвы "Центр квотирования рабочих мест") о смене своего местонахождения. А "новенькие" организации должны будут встать на учет в этом центре. Таковы вкратце обязанности, налагаемые на работодателей новым порядком квотирования рабочих мест для инвалидов**.

Нарушители могут спать спокойно?

Первый вопрос, который появляется у работодателя, подпадающего под действие правил о квотировании, - это вопрос об ответственности за их невыполнение. А действительно, что будет, если и инвалида не трудоустроить, и деньги в бюджет не перечислить?

По этому вопросу мнения экспертов разделились.

Специалисты налогового департамента ОАО "Объединенные Консультанты "ФДП"" спешат успокоить работодателей: ответственности за неперечисление платы за нетрудоустройство инвалидов на квотируемое рабочее место не будет. А почему? Да потому что формально эту плату можно и не вносить:

- Положением о квотировании и Законом г. Москвы от 12.11.97 № 47 "О квотировании рабочих мест в городе Москве" (далее - московский закон № 47) фактически установлен налоговый платеж. Ведь плата за квотирование полностью соответствует определению налога, данному в статье 8 НК РФ. Она обязательна, так как упомянута в федеральном законе, направлена на финансирование деятельности государства (социальную защиту инвалидов). И в результате ее внесения работодатель не получает от государства какого-либо встречного представления (как, например, при плате за лицензию).

Но при этом, несмотря на налоговую природу этой платы, обязанности по ее уплате не возникает. Ведь на территории России взимаются только те налоги, которые перечислены в статьях 19-21 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Плата за квотирование в этих статьях не упомянута. Поэтому взимание данной платы незаконно.

А из этого в свою очередь следует, что при неперечислении платежа за квотирование рабочих мест не будет наступать ответственность, предусмотренная Налоговым кодексом. Помимо этого нет такой ответственности и в других федеральных законах (КоАП РФ, Трудовой кодекс и другие законодательные акты). Да и само Положение о квотировании также не устанавливает каких-либо конкретных мер ответственности за невыполнение обязанностей, связанных с квотированием рабочих мест.

Однако специалисты ЮБ "Родичев и партнеры" считают, чтогосударственные органы все же могут попытаться оштрафовать нарушителя правил квотирования:

- Плата за невыполнение квоты по трудоустройству инвалидов установлена статьей 21 закона об инвалидах. Кроме того, эта же плата упоминается и в статье 2 московского закона № 47. Но она не упомянута в Законе РФ от 27.12.91 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" ни в качестве налога, ни в качестве сбора. Следовательно, на нее не распространяются правила об обязательности уплаты налогов и сборов, а также правила об ответственности за их неуплату, установленные Налоговым кодексом.

Специальная ответственность именно за невыполнение квоты также нигде не установлена. Но все же возможность наказать работодателя за невыполнение правил квотирования существует. Дело в том, что закон об инвалидах в части трудоустройства инвалидов относится к трудовому законодательству. За нарушение же законодательства о труде статья 5.27 КоАП установила штраф в размере от 500 до 5000 рублей.

Плату - в расход

Тем не менее большинство работодателей не вдаются в тонкости юридического анализа платы за квотирование и исправно перечисляют ее - ведь не каждый руководитель решится пойти на конфликт со столичными властями.

Поэтому актуальность приобретает второй вопрос: можно ли плату за невыполнение условий квотирования признать расходом для целей налогообложения прибыли?

Надо заметить, что официальная позиция по данному вопросу отнюдь не в пользу налогоплательщика. Как нам пояснили в отделе налогообложения прибыли (дохода) УМНС России по г. Москве, плату за невыполнение условий квотирования нельзя отнести к расходам, уменьшающим налог на прибыль:

- Обязательная плата за каждого нетрудоустроенного инвалида является для работодателя санкцией за неисполнение требований закона. А расходы в виде санкций для целей налогообложения прибыли не принимаются (п. 2 ст. 270 НК РФ).

Однако у независимых экспертов совсем иное мнение по вопросу отнесения платы к расходам для целей исчисления налога на прибыль.

Так, специалисты налогового департамента ОАО "Объединенные Консультанты "ФДП"" отмечают, что платеж за квотирование рабочих мест относится на расходы в целях исчисления налога на прибыль. Аргументы такие: подпункт 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ разрешает отнести к прочим расходам суммы начисленных налогов и сборов, за исключением перечисленных в статье 270 НК РФ. Плата за квотирование носит налоговый характер и в статье 270 НК РФ не указана. Поэтому эту плату вполне можно признать прочим расходом.

Выполняются в данном случае и общие правила признания расходов для целей налогообложения, установленные статьей 252 НК РФ. Этот расход документально подтвержден, имеет денежную оценку и произведен при осуществлении деятельности, направленной на извлечение прибыли.

Некоторые сомнения может вызвать лишь экономическая обоснованность такого расхода. Но специалисты ОАО "Объединенные Консультанты "ФДП"" отмечают, что данный расход является экономически обоснованным. Ведь работодатель перечисляет денежные средства в бюджет на основании действующих нормативных актов. При этом не имеет значения тот факт, что сама по себе плата за квотирование незаконна. Дело в том, что оспаривание законности этой платы - всего лишь право организации, а не ее обязанность.

Итог

Мы можем привести еще один аргумент в пользу незаконности платы за невыполнение условий квотирования. Дело в том, что московское правительство, вводя новый порядок квотирования, несколько превысило свои полномочия.

Возможность введения квоты по трудоустройству инвалидов предусмотрена статьей 21 закона об инвалидах.

А вот конкретный размер квоты устанавливается непосредственно федеральными органами власти, а не органами власти субъектов РФ (ст. 4 закона об инвалидах). Таким образом, устанавливая размер квоты для инвалидов, столичные власти превысили свои полномочия. А раз сам размер квоты установлен незаконно, то и плата за ее невыполнение также будет незаконной.

Но самое интересное заключается в том, что за неисполнение порядка квотирования и за невнесение обязательной платы не установлено никакой ответственности! Равно как нет и ответственности за нарушение правил постановки на учет в ГУ г. Москвы "Центр квотирования рабочих мест". Причем этот факт подтверждается и разъяснениями, данными на официальном сайте Комитета общественных связей г. Москвы, посвященном квотированию (www.kwota.ru).

Но если вы все же решите вносить данную плату в бюджет, то приготовьтесь к спорам с налоговиками по вопросам отнесения этих сумм к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.

Мы считаем, что такие суммы можно отнести к расходам, так как плата за квотирование не является санкцией. Она скорее носит характер альтернативы трудоустройству инвалида. Этот вывод подтверждается еще и тем, что статья 5 московского закона № 47 предусматривает возможность введения штрафов для работодателей, нарушающих правила квотирования (в том числе и правила перечисления этой платы). Таким образом, плата за невыполнение квотирования санкцией не является. Соответственно если работодатель решит, что ему выгоднее вносить плату, чем обустраивать рабочее место для инвалида, то этот расход можно учесть при налогообложении прибыли на основании статьи 252 НК РФ.

* - Минимальная и максимальная квоты установлены статьей 21 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - закон об инвалидах).

** - Подробнее см. "Квотирование: адреса, пароли, явки", московская вкладка к "УНП" № 11, стр. 1.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа финансового руководителя

    Самое выгодное предложение

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...

    Вопрос в редакцию

    Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

    Вопрос чиновнику

    Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

    Техподдержка

    Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!





    Топ-10 главных тем номера

    Как с 1 октября 2017 года оформлять счета-фактуры и вести книги по НДС

    Бухгалтерский справочник по исправлению ошибок в документах

    Как работать с онлайн-кассой после 1 июля 2017 года

    Как избежать случайных ошибок в расчете отпускных

    Как сверить налоговую нагрузку компании с безопасными показателями

    Готовые ответы на требования инспекторов по новой отчетности

    Почему блокируют клиент-банк. Реальные основания и мифы

    Как заполнять платежные поручения по взносам: новые правила

    Как компаниям платить налоги друг за друга, чтобы деньги попали в бюджет

    Бухгалтерские секреты, которые каждый день упрощают работу коллег

    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru
    Политика конфиденциальности
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62334 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль