Транспортный налог - по минимуму!

497

Весьма вероятно, что скоро во многих субъектах России размер региональных ставок транспортного налога может быть оспорен. По крайней мере одна такая попытка, предпринятая тверским автолюбителем, оказалась успешной. Тверской областной суд решением от 29.01.03 по делу № 3-12-03 признал недействующими ставки, установленные региональным законом о транспортном налоге.

Транспортный налог совсем "свеженький" - он введен 1 января 2003 года главой 28 НК РФ. Налог этот региональный и вводится в действие законами субъектов РФ. Причем кодекс закрепил лишь базовые ставки налога (п. 1 ст. 361 НК РФ), разрешив регионам увеличивать или уменьшать их не более чем в пять раз (п. 2 ст. 361 НК РФ).

В Тверской области законодатели, введя транспортный налог, воспользовались этим правом и повысили практически все ставки. Например, для легковых автомобилей с мощностью двигателя от 200 до 250 л. с. федеральная ставка в 15 рублей "доросла" до 45 рублей за 1 л. с.

Но тверской автовладелец, владеющий "лошадкой" с двигателем 210 л. с., посчитал, что такая ставка нарушает его права, и обратился с жалобой в Тверской областной суд. Его смущали два обстоятельства. Во-первых, по его мнению, тверские законодатели увеличили ставки еще до того, как у них появилось право на такое действие - до вступления в силу главы НК РФ о транспортном налоге 1 января 2003 года. А закон Тверской области об этом налоге был принят 6 ноября 2002 года и опубликован 15 ноября того же года. И во-вторых, как гласит определение Конституционного суда от 10.04.02 № 104-О, максимальные ставки налогов должны быть установлены только на федеральном уровне. Соответственно максимальная ставка для его, заявителя, автомобиля должна быть 15 рублей.

На это оппоненты возразили: дескать, определение КС РФ относится к прежнему законодательству, когда для регионов максимальные размеры ставок на федеральном уровне вообще не были ограничены. Сейчас же такое ограничение есть - ставки можно увеличить не более чем в пять раз. Поэтому статья 361 НК РФ позволяет определить пределы ставки для упомянутой машины - от 3 до 75 рублей. Принятая тверским законодателем ставка (45 рублей) увеличивает федеральную всего лишь в три раза, что вполне в рамках Налогового кодекса.

И суд поддержал заявителя! Правда, "вычислив" при этом "свою" максимальную федеральную ставку.

Начал свои рассуждения суд очень хорошо. Он согласился с тем, что тверские законодатели не имели права вводить транспортный налог до вступления в силу главы 28 НК РФ, то есть до 1 января 2003 года. Такое решение суд обосновал пунктом 1 статьи 5 НК РФ, где сказано, что законы о налогах вступают в силу по истечении месяца со дня опубликования, но не ранее чем с 1-го числа очередного налогового периода (в нашем случае - с 1 января 2003 года). Соответственно глава 28 НК РФ вступила в силу только с этой даты. Соответственно и право регионов менять федеральные ставки, данное пунктом 2 статьи 361 этой главы кодекса, возникло тогда же.

Очень жаль, что эти рассуждения суд применил только к правомерности установления ставок. А ведь он мог пойти дальше и вообще признать незаконность введения в регионе транспортного налога с 1 января 2003 года! Право-то субъектов РФ вводить на своей территории транспортный налог, закрепленное в статье 356 главы 28 НК РФ, тоже возникло одновременно с вступлением в силу этой главы, то есть с 1 января 2003 года. Соответственно региональный закон надо было принимать после этой даты, и вступил бы он в силу по правилам статьи 5 НК РФ только 1 января 2004 года.

Но суд плавно обошел этот момент и сказал только о том, что с этой даты появилось право регионов на увеличение ставок. И вывод сделал само собой несколько "урезанный" - применять ставки, установленные тверским законодателем, в 2003 году нельзя. Надо применять федеральные.

Но вот в определении размера максимальной федеральной ставки суд отличился оригинальностью. Сказал он следующее.

Для легковых автомобилей, признаваемых объектом налогообложения, федеральные ставки в зависимости от мощности двигателя установлены в размере от 5 до 30 рублей. Но при этом объектом налогообложения является именно легковой автомобиль, а не автомобиль с определенной мощностью двигателя (к примеру, от 200 до 250 л. с.). Следовательно, максимальная федеральная ставка налога для любого легкового автомобиля - 30 рублей. Поскольку максимальная ставка должна быть установлена только на федеральном уровне (определения КС РФ от 10.04.02 № 104-О, от 10.04.02 № 107-О), суд признает: законом Тверской области о транспортном налоге предельный размер ставки нарушен. В результате этот закон признан "незаконным, недействующим, не подлежащим применению" в части введения налоговых ставок для легковых автомобилей в размере выше установленных кодексом.

Однако на этом история не заканчивается. Как сообщили корреспонденту "УНП" в Законодательном собрании Тверской области, Законодательное собрание и администрация Тверской области подали на это решение кассационную жалобу в Верховный суд РФ. Дело должны рассмотреть в конце апреля. Представитель Законодательного собрания также заметил, что если бы тверские парламентарии следовали логике суда и принимали закон о транспортном налоге после 1 января 2003 года, такой документ, согласно НК РФ, вступил бы в силу только год спустя. И в 2003 году транспортный налог в области вообще бы не собирался.

Ну что ж, посмотрим, что скажет по этому поводу Верховный суд. По логике Налогового кодекса он должен был бы поддержать Тверской областной суд. А может быть, даже пойти дальше и действительно признать введение транспортного налога с 1 января 2003 года незаконным. Если, конечно, этот суд не станет, как в свое время Конституционный суд относительно налога с продаж (постановление от 30.01.01 № 2-П), руководствоваться интересами бюджета. Ведь транспортный налог уже заложен в доходной части региональных бюджетов...

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа финансового руководителя

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Вопрос в редакцию

Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

Вопрос чиновнику

Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

Техподдержка

Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru Политика конфиденциальности Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43629 от 18.01.2011


Внимание! Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль