Как исправить "первичку"

1291
Что делать, если в первичные документы закралась ошибка? Конечно же, исправить ее. И если исправления внести по всем правилам, то претензий к первичным документам со стороны проверяющих быть не должно.

Всем известна аксиома - любая хозяйственная операция, проводимая в организации, должна быть оформлена первичными учетными документами (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Именно на их основании ведется бухгалтерский учет. А с 2002 года на основании тех же первичных документов строится и налоговый учет (ст. 313 НК РФ). Это связано с тем, что Налоговый кодекс не устанавливает своих правил составления первичных документов для налогового учета. Поэтому понятие первичного документа для целей налогового учета применяется в том же значении, что и для бухгалтерского учета (п. 1 ст. 11 НК РФ).

Неправильно оформленные первичные документы могут повлечь за собой доначисление налогов, начисление пеней, штрафные санкции.

Благо почти любой первичный документ можно исправить. Исключение составляют только кассовые и банковские документы. В них вносить исправления нельзя (п. 5 ст. 9 закона о бухгалтерском учете). Если есть возможность, то бухгалтер составляет документ заново.

В остальные первичные учетные документы исправления вносить можно. Причем если сроки создания первичных документов четко установлены (документы должны составляться в момент совершения хозяйственной операции или сразу же по ее окончании (п. 4 ст. 9 закона о бухгалтерском учете)), то предельных сроков внесения исправлений нет.

Порядок исправления ошибок в документах, заполненных вручную, определен в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Минфином СССР 29.07.83 № 105, который действует и поныне.

Ошибки в первичных документах, созданных вручную, исправляются следующим образом: зачеркивается неправильный текст или суммы и над зачеркнутым надписывается новый текст или указываются новые суммы. Зачеркивание производится одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправленное. Исправление ошибки в первичном документе должно быть оговорено надписью "исправлено". Также должны присутствовать подписи лиц, заверивших документ ранее, и проставлена дата исправления (этого требует и пункт 5 статьи 9 закона о бухгалтерском учете). Кстати, никакие так называемые замазки для исправления первичных документов применять нельзя.

А как вносить исправления в документы, напечатанные на компьютере? Ведь первичные документы можно заполнять не только чернилами, химическим карандашом, шариковой ручкой, но и при помощи пишущих машин или компьютеров. Главное условие - обеспечить сохранность этих записей в течение времени, установленного для их хранения в архиве. Поэтому ничто не мешает в напечатанный документ внести исправления шариковой ручкой с соблюдением правил исправления ошибок.

Не забудьте, после того как первичный документ исправлен, необходимо внести изменения и в учетные регистры бухгалтерского и налогового учета, если к тому времени первичный документ уже прошел обработку.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа финансового руководителя

    Самое выгодное предложение

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...

    Вопрос в редакцию

    Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

    Вопрос чиновнику

    Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

    Техподдержка

    Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!





    Топ-10 главных тем номера

    Как с 1 октября 2017 года оформлять счета-фактуры и вести книги по НДС

    Бухгалтерский справочник по исправлению ошибок в документах

    Как работать с онлайн-кассой после 1 июля 2017 года

    Как избежать случайных ошибок в расчете отпускных

    Как сверить налоговую нагрузку компании с безопасными показателями

    Готовые ответы на требования инспекторов по новой отчетности

    Почему блокируют клиент-банк. Реальные основания и мифы

    Как заполнять платежные поручения по взносам: новые правила

    Как компаниям платить налоги друг за друга, чтобы деньги попали в бюджет

    Бухгалтерские секреты, которые каждый день упрощают работу коллег

    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru
    Политика конфиденциальности
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62334 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль