Жаловаться надо умеючи

427
На встрече московских налоговиков и предпринимателей, состоявшейся 5 марта в Центральном Доме предпринимателей, возник интересный диспут. Предприниматели сетовали на многочисленные нарушения со стороны налоговиков. Отвечая на подобные реплики, заместитель руководителя УМНС России по г. Москве Андрей Глинкин выразил недоумение: раз все так плохо, почему же так мало жалоб от налогоплательщиков?

На встрече московских налоговиков и предпринимателей, состоявшейся 5 марта в Центральном Доме предпринимателей, возник интересный диспут. Предприниматели сетовали на многочисленные нарушения со стороны налоговиков. Отвечая на подобные реплики, заместитель руководителя УМНС России по г. Москве Андрей Глинкин выразил недоумение: раз все так плохо, почему же так мало жалоб от налогоплательщиков?

Конечно, Андрей Анатольевич знает о том, что конфликты инспекторов с налогоплательщиками совсем не редкость. Однако проблема в том, что большинство бухгалтеров предпочитают не выводить конфликты с инспекторами на уровень официальных жалоб. Поэтому документов, свидетельствующих о трениях, практически нет. А нет документа - нет проблемы. Делать оргвыводы, основываясь на эмоциях и кулуарных разговорах, налоговики не привыкли.

Вывод простой: чтобы о конфликтах задумалось налоговое начальство, надо жаловаться официально. Сегодня мы расскажем о том, как это сделать на практике.

Плохо проверили

Самые широкие возможности для жалоб предоставляет такое малоприятное мероприятие, как налоговая проверка. Налоговый кодекс настолько четко регламентирует ее проведение, что за любое самоуправство инспектора очень легко наказать.

Сроки. Статья 89 НК РФ: на проведение выездной проверки отводится два месяца, в исключительных случаях налоговики могут продлить проверку еще на один месяц (подробнее см. "УНП" № 9, 2003, стр. 7).

Частота. Налоговики могут проверить уплату одного налога за один период только один раз (ст. 87 НК РФ). Исключения составляют случаи ликвидации (реорганизации) налогоплательщика. Надо помнить, что решение о выездной проверке выносит руководитель инспекции или его заместитель и документ с нужной подписью предъявляется налогоплательщику перед началом проверки.

Выемка документов. Налоговики сначала должны истребовать документы и ждать пять дней. Выемка производится только если по истечении этого срока налогоплательщик не представил нужных бумаг (ст. 93 НК РФ). Сама выемка производится на основании мотивированного постановления должностного лица, проводящего проверку. Причем постановление должен утвердить руководитель инспекции.

Налогоплательщику имеет смысл реализовать предоставленные ему права: согласно НК РФ, несоблюдение налоговиками перечисленных требований может стать основанием для отмены решения инспекции.

О том, как правильно пожаловаться, корреспонденту "УНП" рассказал заместитель руководителя УМНС России по г. Москве Андрей Глинкин: "На действия инспектора в ходе проверки можно пожаловаться руководителю инспекции. Если налогоплательщик недоволен решениями руководителя инспекции, жалобу надо направлять в управление. Естественно, и в том, и в другом случае необходимо приложить документы, подтверждающие изложенные там факты".

Предоставление и изучение акта. После проверки налоговики обязаны выдать справку о проведенном мероприятии. Акт о результатах проверки вручается налогоплательщику под расписку не позже чем через два месяца после вручения справки (ст. 100 НК РФ). На изучение акта у налогоплательщика есть две недели. После чего он либо подписывает акт, либо направляет возражения руководителю инспекции. В течение двух недель руководитель обязан рассмотреть возражения, причем в присутствии налогоплательщика.

Андрей Глинкин: "С жалобой на результаты проверки налогоплательщик может обратиться в управление. Туда направляются акты, копии решения налогового органа по результатам проверки и требования об уплате налогов. Ну и, собственно, само заявление, где будет выражена мотивация возражений".

Разумеется, если налогоплательщик направляет официальную жалобу, ему необходимо получить какое-то подтверждение того, что весь пакет документов у него приняли. Как сказали корреспонденту "УНП" юристы УМНС России по г. Москве, "таким подтверждением может служить либо отметка канцелярии, либо квитанция на заказное письмо".

Плохо приняли

Однако несравнимо чаще, чем с налоговой проверкой, бухгалтер сталкивается с процедурой сдачи отчетности. Здесь самая распространенная неприятность - отказ инспектора в приеме документов. Мотивация может быть самой разной: данные не сброшены на дискету, на документах нет отметки статистических органов... До споров с инспектором налогоплательщик может и не доводить. Заместитель руководителя УМНС России по г. Москве Андрей Глинкин считает так: "Если налогоплательщик почему-то опасается, что у него не примут отчетность, то могу рекомендовать самый простой способ избежать трений - сдать отчетность по почте".

Тем, кто не воспользовался этим советом, нажил конфликт с инспектором и собирается "строчить" жалобу, желательно предварительно удостовериться в своей правоте. Оказывается, если сетования налогоплательщика неправомерны, то они могут стать поводом для неприятностей. "Я не думаю, что надо в каждом случае обязательно доводить дело до выяснения отношений через официальные жалобы, - говорит Андрей Глинкин. - Как правило, инспектор делает замечание, налогоплательщик устраняет какие-то незначительные помарки в оформлении - и все, конфликт исчерпан. Но бывает, что налогоплательщик категорически настаивает на своем. А принять отчетность мы обязаны. Что ж, примем и, если документы оформлены ненадлежащим образом, сразу проведем в отношении такого плательщика контрольные мероприятия".

Но, допустим, вы на двести процентов уверены в своей правоте. В таких случаях Андрей Анатольевич рекомендует действовать так: "Налогоплательщик может получить от инспектора письменное обоснование отказа, приложить этот документ к мотивированной жалобе и направить по инстанции". На инспектора надо жаловаться руководителю инспекции, на руководителя или инспекцию - в управление, на управление - в министерство. По словам Глинкина, "жалоба налогоплательщика должна быть рассмотрена в течение 30 дней. Если вдруг за это время ответа не последует, можно обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган".

***

Раз налоговики готовы принимать официальные жалобы, грех этим не воспользоваться. Бороться с налоговым ведомством можно только его собственным оружием - документами. Иначе налоговики по-прежнему будут считать, что в отношениях инспекторов с налогоплательщиками сплошная тишь да гладь.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа финансового руководителя

    Самое выгодное предложение

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...

    Вопрос в редакцию

    Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

    Вопрос чиновнику

    Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

    Техподдержка

    Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!





    Топ-10 главных тем номера

    Как с 1 октября 2017 года оформлять счета-фактуры и вести книги по НДС

    Бухгалтерский справочник по исправлению ошибок в документах

    Как работать с онлайн-кассой после 1 июля 2017 года

    Как избежать случайных ошибок в расчете отпускных

    Как сверить налоговую нагрузку компании с безопасными показателями

    Готовые ответы на требования инспекторов по новой отчетности

    Почему блокируют клиент-банк. Реальные основания и мифы

    Как заполнять платежные поручения по взносам: новые правила

    Как компаниям платить налоги друг за друга, чтобы деньги попали в бюджет

    Бухгалтерские секреты, которые каждый день упрощают работу коллег

    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru
    Политика конфиденциальности
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62334 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль