Сайт - это реклама?

570
Иметь свой сайт в Интернете для многих организаций Московского региона - вопрос престижа. Поэтому даже если в повседневной деятельности сайт не используется, организации стараются его создать и в дальнейшем поддерживать. Бухгалтера же в такой ситуации волнует главным образом другой вопрос - надо ли будет платить налог на рекламу?

Напомним, что в Москве налогом на рекламу облагаются приобретаемые организацией рекламные работы, услуги либо рекламные работы, выполняемые организацией самостоятельно*. При этом рекламой признается предназначенная для неопределенного круга лиц информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, распространяемая в любой форме, с помощью любых средств. Такая информация призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Таким образом, теоретически информация, размещенная на сайте, может быть и рекламой. Так надо ли платить налог на рекламу с сайта? А если надо, то как его рассчитать? Ведь на сайте может быть не только рекламная информация, но и информация, не имеющая к организации никакого отношения (новости, информация о партнерах и т. п.).

Состав затрат

Первым делом необходимо определить состав затрат, потенциально подпадающих под налогообложение. Как пояснили специалисты ООО "Райтон Аудит", для создания собственного сайта в Интернете надо осуществить следующие виды расходов: по регистрации доменного имени, по аренде дискового пространства у провайдера и его технического обслуживания, по созданию программного комплекса этого сайта, а также по обновлению информации, содержащейся на сайте.

Остановимся подробнее на отдельных видах расходов.

Расходы на регистрацию никак не связаны с информацией, размещаемой на сайте. Поэтому данный вид расходов не носит рекламного характера, а следовательно, и налогом на рекламу не облагается.

Расходы по аренде дискового пространства и его технической поддержке, а также расходы на создание программного комплекса сайта, аналогично приведенным выше, не носят рекламного характера, напрямую не связаны с изготовлением или распространением рекламной продукции. Поэтому и с них налог на рекламу платить не надо.

Последний вид расходов, связанных с созданием и работой сайта организации в Интернете, - это расходы по размещению и обновлению на нем информации. Вот именно на этой стадии возможно появление рекламных расходов.

Критерии "рекламности"

А как определить, какая информация на сайте - реклама, а какая нет? Специалисты НК "Патера" отмечают, что в соответствии со статьей 3 столичного закона основанием для уплаты налога на рекламу являются расходы на распространение рекламной информации. Поэтому, когда организация создает свой сайт в Интернете, она должна четко планировать, какая информация будет размещена на нем. Это может быть информация о производимых товарах, адрес компании с предложением посетить ее для покупки перечисленного на сайте товара. В то же время сайт может создаваться и для предоставления другим организациям и гражданам бесплатной консультации (например, содержать набор статей по какой-либо тематике).

В первом случае предоставляемая информация является рекламной, а во втором - нет. Определить же, какая информация реклама, а какая нет, можно по следующим критериям.

Во-первых, реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама, а не как информационное сообщение или сведения для профессионалов. То есть реклама должна содержать подробную информацию о рекламодателе и производимых им товарах и услугах, целенаправленно формировать или поддерживать у потребителя интерес к производимой рекламодателем продукции (работам, услугам).

Во-вторых, реклама должна быть адресована неопределенному кругу лиц, не имеющих информации о рекламодателе, производимой им продукции.

Поэтому рекламой можно признать сайт, содержащий одновременно следующие данные: название и координаты организации, информацию о ее деятельности и производимых товарах (работах, услугах), информацию о целях, преследуемых данной организацией. Кроме того, на сайте должно быть предложение приобретать данные товары, заказывать работы и услуги, в частности, путем указания сравнительных характеристик предоставляемого товара, работ и услуг, которые бы отличали их от аналогичных товаров других производителей и распространителей. То есть должна прослеживаться цель формирования интереса и реализации товаров, идей и начинаний.

Ну и, конечно, этот сайт должен быть расположен в свободном доступе для всех пользователей Интернета.

При отсутствии хотя бы одного из вышеперечисленных условий данные, расположенные на сайте, являются информацией. В этом случае объект налогообложения (рекламная информация) отсутствует и налог на рекламу не платится.

Абсолютно аналогичная ситуация возникает и с расходами по поддержанию функционирования сайта. Те расходы, которые организация несет на развитие и содержание сайта, содержащего рекламную информацию, являются рекламными затратами. В ином случае данные затраты не могут рассматриваться как рекламные.

Если же рекламный характер носит только часть сайта, налог на рекламу платится только в части затрат, понесенных на развитие и содержание данной части сайта.

Поддержали такую позицию и специалисты ООО "Райтон Аудит":

- Если сайт содержит только информацию об организации (адрес, телефоны, как пройти или проехать, чем она занимается и т. п.) либо на нем есть статьи, чаты, форумы, информация о контрагентах, новостная лента и т. п., то затраты на размещение и обновление такой информации не относятся к рекламным. Ведь эта информация не направлена на поддержание интереса возможного клиента к организации и тем более не способствует реализации продукции.

Однако, когда прослеживается четкий рекламный характер размещаемой информации, например описываются достоинства нового товара с целью увеличить объем продаж, расходы по такому размещению следует облагать налогом на рекламу.

Если же сайт содержит одновременно информацию как рекламного, так и не рекламного характера и выделить затраты по размещению рекламных материалов напрямую невозможно, можно определить расходы из соотношения (в Кбайтах) размера рекламной информации ко всей размещаемой информации.

Делить не надо!

А вот в отделе региональных и местных налогов УМНС России по г. Москве считают, что если хотя бы часть информации, размещенной на сайте, является рекламной, то налог на рекламу надо будет уплатить со всех расходов по созданию и поддержанию сайта. Делить расходы в таком случае нельзя.

Подобную же позицию заняли и специалисты ЗАО "Аудит БО'С". Они также считают, что вся информация, размещенная на сайте, - реклама:

- В определении рекламы ключевыми являются три момента: какая именно информация распространяется, для кого и с какой целью. Как правило, на любом создаваемом сайте в первую очередь присутствует полная информация о юридическом лице, видах его деятельности, производимой продукции (товарах, работах, услугах), о его местонахождении. Дополнительно на сайтах может быть размещена информация о стоимости продукции (товарах, работах, услугах), скидках определенным категориям покупателей, а также дополнительные пакеты сопутствующих услуг. Кроме того, некоторые организации, создавая собственные сайты, открывают дополнительные страницы, на которых может быть размещена информация о партнерах, всевозможные чаты, форумы, биржевые сводки и сводки новостей.

Однако, по нашему мнению, вся вышеперечисленная информация преследует в конечном итоге одну цель - сформировать и поддерживать интерес именно к создавшему сайт юридическому лицу и способствовать реализации его продукции (товаров, работ, услуг).

Следовательно, сайты организаций, занимающихся производством, торговлей, оказанием услуг, выполнением работ, то есть коммерческих организаций, всегда будут иметь рекламный характер. Исключение могут составлять только сайты организаций, распространяющих информацию не о себе.

Исходя из этого, надо будет уплатить налог на рекламу со всех расходов, понесенных на создание и поддержание сайта. Причем, на наш взгляд, рекламными расходами будут являться и плата провайдеру за информационное пространство на сервере, и оплата услуг по пополнению и обновлению информации на сайте, и другие подобные расходы. Ведь данные затраты неразрывно связаны с самим сайтом, который является рекламным носителем, и являются не чем иным, как фактическими расходами на выполнение работ (оказание услуг), связанных с рекламой продукции.

Резюме

Подведем итог. На наш взгляд, любые расходы организации по созданию сайта не будут облагаться налогом на рекламу, если все работы выполнены силами самой организации. Дело в том, что в части, обязывающей облагать налогом на рекламу работы, выполняемые организацией самостоятельно, столичный закон противоречит Закону РФ от 27.12.91 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Ведь в статье 21 этого закона сказано, что налог на рекламу взимается со стоимости услуг по рекламе. При создании же сайта собственными силами никаких услуг организации не оказывается. Соответственно не возникает и объекта обложения налогом на рекламу. И уж тем более не возникает этого налога, если все работы выполняются сотрудниками организации, получающими за это заработную плату. Ведь в таком случае работник выполняет свои трудовые обязанности, а не оказывает услугу работодателю.

Далее, если на сайте размещена информация, содержащая в себе все признаки рекламы, а созданием и (или) поддержанием сайта занимается сторонняя организация, то со стоимости рекламных работ, услуг надо будет уплатить налог на рекламу. Причем, если сайт содержит такую информацию лишь частично, налог надо платить только с рекламной части сайта. Ведь объектом налогообложения являются именно рекламные услуги.

Поэтому налогоплательщик вправе самостоятельно решить, каким образом он будет определять сумму расходов, приходящуюся на рекламную часть сайта. Если же определить эту часть расходов невозможно, то и налог платить не надо. Ведь налоговое законодательство должно быть четко сформулировано и каждый должен точно знать, какие налоги и в каком размере он должен платить (п. 6 ст. 3 НК РФ). В противном случае все противоречия и неясности законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).

* - Ст. 4 Закона г. Москвы от 21.11.01 № 59 "О налоге на рекламу" (далее - столичный закон).

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа финансового руководителя

    Самое выгодное предложение

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...

    Вопрос в редакцию

    Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

    Вопрос чиновнику

    Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

    Техподдержка

    Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!





    Топ-10 главных тем номера

    Как с 1 октября 2017 года оформлять счета-фактуры и вести книги по НДС

    Бухгалтерский справочник по исправлению ошибок в документах

    Как работать с онлайн-кассой после 1 июля 2017 года

    Как избежать случайных ошибок в расчете отпускных

    Как сверить налоговую нагрузку компании с безопасными показателями

    Готовые ответы на требования инспекторов по новой отчетности

    Почему блокируют клиент-банк. Реальные основания и мифы

    Как заполнять платежные поручения по взносам: новые правила

    Как компаниям платить налоги друг за друга, чтобы деньги попали в бюджет

    Бухгалтерские секреты, которые каждый день упрощают работу коллег

    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru
    Политика конфиденциальности
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62334 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль