Один в купе и без налогов

571
Контрагенты многих московских предприятий находятся далеко за пределами МКАД - в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Владивостоке... В общем, по всей России.Поэтому командировки сотрудников для решения тех или иных вопросов не редкость. А решать эти вопросы, не имея при себе нужных документов, невозможно. Вот и отправляются сотрудники в командировку с портфелем важных документов, зачастую содержащих коммерческую тайну. Естественно, что попутчики рядом с таким грузом нежелательны. Поэтому для обеспечения сохранности этих документов выкупается не одно место в купе, а сразу все четыре. А что же будет с налогами?

Контрагенты многих московских предприятий находятся далеко за пределами МКАД - в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Владивостоке... В общем, по всей России.

Поэтому командировки сотрудников для решения тех или иных вопросов не редкость. А решать эти вопросы, не имея при себе нужных документов, невозможно. Вот и отправляются сотрудники в командировку с портфелем важных документов, зачастую содержащих коммерческую тайну. Естественно, что попутчики рядом с таким грузом нежелательны. Поэтому для обеспечения сохранности этих документов выкупается не одно место в купе, а сразу все четыре. А что же будет с налогами?

Налог на прибыль

По мнению специалистов отдела налогообложения прибыли УМНС России по г. Москве, принять при исчислении прибыли можно стоимость только одного места, которое фактически занимал работник. Ведь в подпункте 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ сказано, что из налоговой базы вычитаются расходы на проезд работника. А работник не может одновременно занимать четыре места.

Аналогичного мнения придерживаются и специалисты юридической фирмы "АЛРУД":

- Оплачивать дополнительные места в купе можно лишь в случаях, указанных в Правилах перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте (утверждены приказом МПС России от 26.07.02 № 30). В частности, оплачивать все купе обязательно при перевозке в поездах больных пассажиров, требующих изоляции, с сопровождающими. Кроме того, полностью выкупать купе имеет право фельдъегерская служба при доставке корреспонденции железнодорожным транспортом (п. 7 Указа Президента РФ от 10.08.2000 № 1485). Во всех же иных случаях такие расходы будут экономически не оправданными.

Однако не согласились с такой точкой зрения специалисты аудиторской фирмы "Эккаунтинг-Сервис". Они отмечают, что экономическая оправданность - это оценочная категория, для которой в законодательстве нет (и не может быть) четких критериев:

- Сейчас "покупка" целого купе для одного или двух командированных работников - достаточно распространенная практика. Причем помимо обеспечения сохранности документов это преследует и иные цели. Очевидно, что в таких условиях работник чувствует себя более комфортно. Он получает возможность работать в пути с документами, подготовиться к предстоящей встрече, лучше отдохнуть и т. д. - все это может положительно сказаться на результатах поездки. Поэтому соотношение между дополнительными затратами, которые несет предприятие, и положительным производственным эффектом, который достигается от этого, позволяет назвать расходы на оплату купе экономически обоснованными.

Поддержали такую позицию и специалисты НК "Патера". Они отмечают, что в Методических рекомендациях по применению главы 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций", утвержденных приказом МНС России от 26.02.02 № БГ-3-02/98, сказано, что под экономически оправданными затратами надо понимать расходы, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота.

Экономически обосновать затраты по приобретению всего купе можно, указав, например, на провоз документов, являющихся коммерческой тайной, ценных бумаг, денежных средств или драгоценностей.

Возмещение расходов на проезд до места назначения и обратно не нормируется, то есть они относятся на расходы полностью (п. 12 ст. 264 НК РФ). А оплата дополнительных мест в купе как раз и является расходом на проезд работника к месту командировки и обратно.

Следовательно, организация вправе отнести эти затраты на расходы в целях исчисления налога на прибыль.

ЕСН в любом случае не платим

С единым социальным налогом ситуация намного проще. Как пояснили специалисты отдела ЕСН УМНС России по г. Москве, даже если организация не сможет доказать, что эти расходы обоснованы для налога на прибыль, и не учтет их при расчете налогооблагаемой прибыли, ЕСН с этих средств платить не надо. Ведь пункт 3 статьи 236 НК РФ освобождает от ЕСН выплаты, не отнесенные в текущем отчетном (налоговом) периоде к расходам, уменьшающим налог на прибыль.

Если же организация сможет доказать, что эти расходы обоснованы, и включит их в состав затрат при расчете налога на прибыль, то ЕСН все равно на эти суммы не начисляется. Основание - подпункт 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ, согласно которому не облагаются ЕСН компенсационные выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе документально подтвержденные расходы на проезд командированного.

И у работника дохода нет

А вот необходимость включения "лишних" мест в доход работника специалисты отдела налогообложения физических лиц УМНС России по г. Москве поставили в зависимость от документального оформления командировки. Так, если в приказе о командировании сотрудника указано, что лишние места покупаются для обеспечения сохранности документов, содержащих коммерческую тайну, то никакого дохода у работника не будет. Ведь он всего лишь выполняет свои трудовые обязанности. Если же этот момент в приказе не отражен, оплату "лишних" мест надо будет включить в доходы работника.

А специалисты аудиторской компании "Берг и партнеры. Налоговый консалтинг" советуют в такой ситуации во избежание споров с налоговиками выдавать работнику не все билеты, а только один из них. В таком случае работник будет занимать на законных основаниях только одно место. А остальные билеты будут считаться неиспользованными, и отнести их в доход работника будет нельзя.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа финансового руководителя

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Вопрос в редакцию

Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

Вопрос чиновнику

Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

Техподдержка

Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru Политика конфиденциальности Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43629 от 18.01.2011


Внимание! Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль