К инвентаризации готовьсь!

658
Хотя бы раз в год любая организация независимо от форм собственности должна проводить обязательную инвентаризацию имеющегося у нее имущества и обязательств. Сделать это необходимо перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Тем паче что и ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" требует, чтобы бухгалтерская отчетность подтверждалась результатами инвентаризации.

Хотя бы раз в год любая организация независимо от форм собственности должна проводить обязательную инвентаризацию имеющегося у нее имущества и обязательств. Сделать это необходимо перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Тем паче что и ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" требует, чтобы бухгалтерская отчетность подтверждалась результатами инвентаризации.

Лучше поздно, чем никогда

Годовая инвентаризация имущества обычно проводится в конце года. Но многие организации начинают инвентаризировать имущество заранее, уже после окончания третьего квартала. Проведя инвентаризацию после 1 октября, повторно проводить ее не нужно.

Напомним, инвентаризацию основных средств можно проводить один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере, и приравненных к ним местностях проведение инвентаризации материальных ценностей допускается в период их наименьших остатков (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н).

Для тех организаций, которые еще не провели годовую инвентаризацию, последний срок ее проведения не за горами. Поэтому каждая организация должна тщательно подготовиться к такому ответственному мероприятию.

С чего начать?

Для того чтобы результаты инвентаризации были признаны действительными, необходимо соблюсти все процедуры, предусмотренные нормативными актами.

Во-первых, перед началом проведения инвентаризации необходимо издать приказ руководителя организации о проведении инвентаризации.

Во-вторых, нужно определить состав инвентаризационной комиссии. В нее входят представители администрации, работники бухгалтерии, а также другие специалисты (инженеры, экономисты и т. д.). Кроме того, в инвентаризации могут принимать участие внешние аудиторы, оценщики и другие приглашенные специалисты.

В-третьих, требуется утвердить перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации. Инвентаризации подлежат не только все материальные ценности, принадлежащие организации (в независимости от их местонахождения), но и имущество, не принадлежащее ей, но числящееся в бухгалтерском учете на забалансовых счетах. Например, имущество, находящееся на ответственном хранении, или арендованное имущество (п. 1.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 № 49).

Следует отметить, что инвентаризации подлежит и имущество, находящееся в организации, но не учтенное по каким-либо причинам (об этом читайте в статье "Внимание: "неучтенка"!").

В-четвертых, устанавливаются сроки проведения инвентаризации.

Все перечисленные позиции оформляются одним приказом. Существует унифицированная форма такого приказа № ИНВ-22. Она утверждена постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88.

После издания приказа материально ответственные лица должны представить членам комиссии расписки. В них указывается, что к началу инвентаризации все приходные и расходные документы на основные средства, нематериальные активы, товарно-материальные ценности, денежные средства и т. п. переданы в бухгалтерию, поступившее имущество оприходовано, а выбывшее - списано. Кроме материально ответственных лиц расписки представляют и подотчетные лица, имеющие на руках подотчетные денежные средства (п. 2.4 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 № 49).

Для сведения

Существует еще несколько случаев, когда необходимо провести инвентаризацию в обязательном порядке (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

1. При передаче имущества в аренду, его выкупе или продаже.
2. При смене материально ответственных лиц.
3. При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества.
4. В случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями.
5. При реорганизации или ликвидации организации.
6. В иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа финансового руководителя

    Самое выгодное предложение

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...

    Вопрос в редакцию

    Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

    Вопрос чиновнику

    Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

    Техподдержка

    Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!





    Топ-10 главных тем номера

    Как с 1 октября 2017 года оформлять счета-фактуры и вести книги по НДС

    Бухгалтерский справочник по исправлению ошибок в документах

    Как работать с онлайн-кассой после 1 июля 2017 года

    Как избежать случайных ошибок в расчете отпускных

    Как сверить налоговую нагрузку компании с безопасными показателями

    Готовые ответы на требования инспекторов по новой отчетности

    Почему блокируют клиент-банк. Реальные основания и мифы

    Как заполнять платежные поручения по взносам: новые правила

    Как компаниям платить налоги друг за друга, чтобы деньги попали в бюджет

    Бухгалтерские секреты, которые каждый день упрощают работу коллег

    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru
    Политика конфиденциальности
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62334 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль