Проверки "исправленные и дополненные"

404
Приказ ФСНП России от 13.09.02 № 410"О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции, утвержденную приказом ФСНП России от 25 июня 2001 года № 285"Зарегистрирован Минюстом России 04.11.02 № 3894(будет опубликован в приложении "Официальные документы" № 43, 2002)Федеральная служба налоговой полиции РФ решила подкорректировать правила для проведения проверок налогоплательщиков органами налоговой полиции. Изменения довольно существенные, хотя по объему они и невелики. Вступают в силу они в общем порядке - в течение 10 дней с момента официального опубликования.

Федеральная служба налоговой полиции РФ решила подкорректировать правила для проведения проверок налогоплательщиков органами налоговой полиции. Изменения довольно существенные, хотя по объему они и невелики. Вступают в силу они в общем порядке - в течение 10 дней с момента официального опубликования.

Сначала напомним, что при проведении проверок налогоплательщиков налоговые полицейские, как указано и в инструкции, руководствуются Налоговым кодексом, Законом РФ от 24.06.93 № 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" (далее - закон о полиции), Федеральным законом от 12.08.95 № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - закон об ОРД), иногда - Уголовно-процессуальным кодексом. Проверки налоговая полиция проводит, когда у нее есть основания предполагать, что в организации совершено налоговое преступление. Поэтому проверки налоговой полиции, конечно же, не являются теми налоговыми проверками, которые проводит налоговая инспекция согласно НК РФ.

По результатам проверки может быть принято одно из трех решений - или о возбуждении уголовного дела, или об отказе в возбуждении, или, если найдено налоговое правонарушение, за которое ответственность предусмотрена НК РФ, о передаче дела в налоговый орган. И, кстати, теперь в новой редакции инструкции прямо написано, что при принятии таких решений налоговая полиция должна руководствоваться УПК РФ. То есть решение должно быть принято в течение 3 дней, а в исключительных случаях - в течение 10 дней по окончании проверки (ст. 144 УПК РФ).

Полномочия расширяются... но не все

Полицейские несколько расширили свои полномочия по объему проверки.

Во-первых, из пункта 3 инструкции исключено положение о том, что полиция может проверять только истекшие налоговые периоды. Таким образом, теперь при проверке налоговые полицейские смогут "прошерстить" и текущий период.

Во-вторых, в этот же пункт 3 инструкции добавлено правило о том, что проверка может проводиться по одному или нескольким налогам.

В-третьих, снято ограничение по одновременной проверке головной организации и ее филиалов и (или) представительств. По старой редакции такая проверка могла проводиться только если сам налогоплательщик и его филиалы (представительства) находятся по разным адресам. Теперь эта фраза исключена.

В-четвертых, полицейские смогут теперь проверить и достоверность отражения налогоплательщиком произведенных операций в налоговом учете, тогда как по старой редакции инструкции они могли проверить только бухгалтерский учет и отчетность (п. 11).

Но есть и позитивные моменты. Наконец-то налоговые полицейские признали, что они не могут начислять пени по результатам проверки! Об этом свидетельствует исключение из пункта 16 инструкции (где указано содержание акта о проверке) обязанности налоговых полицейских указать в акте пени, а также из формы самого акта (приложение 10 к инструкции) строки о суммах начисленных пеней.

Проверка

Уточнен момент начала проверки. В старой редакции проверка считалось начатой в день вынесения постановления о проверке. Обновленная же версия пункта 4 инструкции установила, что проверка считается начатой в день вручения постановления налогоплательщику (его представителю).

Но одновременно несколько изменены правила вручения постановления о проведении проверки. Если плательщик отказывается от вручения (а также отказался присутствовать при проведении проверки), один из проверяющих должен сделать в постановлении запись об этом. По старой редакции инструкции такой отказ должен был удостоверяться подписями всех проверяющих, по новой же достаточно подписи одного. Кроме того, добавлено новое правило: если налогоплательщик отсутствует "на объекте" во время проведения проверки, постановление будет направлено ему заказным письмом по его местонахождению и будет считаться полученным на шестой день с даты отправки (п. 9 инструкции).

Кстати, теперь полицейские будут составлять не "акт проверки", а "акт о проверке". Это изменение внесено по всему тексту инструкции. Видимо, для того, чтобы не возникало ассоциаций с налоговыми проверками.

"Незаконный" представитель

Не мешало бы сказать пару слов о представителях налогоплательщика. Раньше инструкция признавала только законного представителя (это, например, генеральный директор организации, который может представлять ее интересы только в силу устава, без специальной доверенности). Теперь же полиция "обнаружила", что представитель у налогоплательщика может быть не только законный, но и уполномоченный (это любое лицо, которому выдана доверенность на представление интересов налогоплательщика). Соответственно почти по всему тексту инструкции словосочетание "законный представитель" заменено на просто "представитель".

Ну что ж, это довольно неплохо. Ведь по старой редакции фактически ограничивались права налогоплательщика, поскольку полицейские формально могли принимать в расчет лишь законного представителя. Хотя справедливости ради надо отметить, что в пункте 9 инструкции, где речь идет о документах, удостоверяющих полномочия представителя, наряду с учредительными документами была упомянута и доверенность.

Но при внесении правок не обошлось без ляпов. Например, в пункт 17 инструкции, который регламентирует порядок составления и вручения акта о проверке налогоплательщика, забыли внести изменение. В абзаце четвертом этого пункта написано, что, если плательщик отказывается получить акт о проверке, об этом надо сделать отметку в акте, удостоверить ее подписями проверяющих, а копию акта направить плательщику по почте. Так вот, эта процедура будет работать только если от получения акта отказался сам налогоплательщик или его законный представитель. Почему? Да потому, что в этом абзаце забыли переправить "законного представителя" на просто "представителя". Следовательно, если от получения акта будет отказываться уполномоченный представитель налогоплательщика, у полиции формально будет возможность не соблюдать установленный порядок вручения акта.

Без изъятия и обследования?

Из инструкции полностью исключено право налоговых полицейских проводить изъятие материалов, предметов, документов (п. 10.3) и соответственно исключена форма акта изъятия (приложение 7).

И это правильно. Ведь до возбуждения уголовного дела (а проверки налогоплательщиков как раз до возбуждения уголовного дела и проводятся) изымать документы нельзя, поскольку в перечне оперативно-розыскных мероприятий такое действие отсутствует (ст. 6 закона об ОРД).

Также в инструкции исключены процедура и условия обследования помещений плательщика (абз. 2-7 п. 10.1). Даже сама форма акта обследования исключена (приложение 4). Говорит ли это о том, что полицейские теперь не могут проводить обследование помещений?

На наш взгляд, нет. Само право проводить обследование в инструкции оставили (абз. 1 п. 10.1), дополнив только оговоркой - "в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации".

А заметим - обследование помещений названо в законе об ОРД в качестве одного из оперативно-розыскных мероприятий. И это значит, что обследование помещений полицейские будут проводить в порядке и на основаниях, установленных этим законом.

В каких же случаях? Когда есть, например, признаки преступления (ст. 7 закона об ОРД). То есть фактически основание такое же, по которому полицейские могут проводить проверки. Поэтому скорее всего исключение из инструкции порядка и условий обследования означает лишь то, что полицейские по-прежнему будут проводить такие мероприятия, но только по закону об ОРД.

Истребовать лишь необходимое

В новой редакции исключено право полицейских истребовать у налогоплательщика любую информацию. Теперь они могут потребовать только ту информацию (в том числе и документы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика), которая необходима для проверки. Для этого полицейские должны направить налогоплательщику требование.

Изменения внесены и в форму этого требования. Раньше там было указано, что ответственность за непредставление документов налогоплательщик будет нести в соответствии с частью второй статьи 11 закона о полиции. Но эта норма утратила силу с 1 июля 2002 года. Поэтому теперь ответственность грозит по статье 19.7 КоАП РФ. Напомним, эта статья предусматривает ответственность для юридических лиц в виде штрафа от 30 до 50 МРОТ - за "непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности...". А ведь налоговая полиция вправе получать от организаций информацию, необходимую для исполнения своих обязанностей (ч. 1 ст. 11 закона о полиции). Соответственно за непредставление такой информации вполне смогут наказать по статье 19.7 КоАП РФ.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа финансового руководителя

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Вопрос в редакцию

Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

Вопрос чиновнику

Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

Техподдержка

Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru Политика конфиденциальности Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43629 от 18.01.2011


Внимание! Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль