Куда девать плату за квотирование?

1235
Квотирование рабочих мест для инвалидов призвано служить благой цели - социальной адаптации этой категории населения. Поэтому создание таких рабочих мест вменено в обязанность работодателям в организациях всех форм собственности. Однако действующее законодательство позволяет "откупиться" от этой обязанности. Но вот с отнесением этого "откупа" к расходам, уменьшающим налог на прибыль, возникают проблемы.

Как и само квотирование, внесение обязательной платы при невыполнении квоты (или невозможности ее выполнения) для приема на работу инвалидов предусмотрено статьей 21 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - закон об инвалидах). При этом освобождаются от квотирования общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада этих объединений.

А вот все остальные организации, численность работников в которых составляет более 30 человек, обязаны соблюдать квоты для приема на работу инвалидов. Эта квота устанавливается органами власти субъектов Федерации в процентном отношении к общей численности работников и не может быть менее 2 и более 4 процентов.

В Москве квота установлена в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников (ст. 3 Закона г. Москвы от 12.11.97 № 47 "О квотировании рабочих мест в городе Москве"; далее - закон Москвы о квотировании). Среднесписочная численность работников исчисляется в порядке, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области статистики. На сегодняшний день порядок расчета среднесписочной численности указан в Инструкции по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения (утверждена постановлением Госкомстата России от 07.12.98 № 121).

И кстати, в Москве разрешено работодателям, среднесписочная численность работников которых составляет более 100 человек, в счет установленной квоты трудоустраивать не только инвалидов, но и молодежь в возрасте до 18 лет. А также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет. Но при этом все равно количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не должно составлять менее 3 процентов от среднесписочной численности работников.

Но если работодатель не исполняет квоту, он обязан вносить в бюджет субъекта Федерации обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида (ч. 4 ст. 21 закона об инвалидах). В Москве эту плату работодатели вносят ежемесячно за каждого нетрудоустроенного инвалида в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в РФ на день внесения платы.

Приведем пример. На третий квартал 2002 года прожиточный минимум в РФ для трудоспособного населения составлял 1980 руб. (постановление Правительства РФ от 01.11.02 № 793). Предположим, в организации среднесписочная численность работников - 50 человек. Квота составляет 4 процента, то есть для организации это 2 рабочих места. За каждый месяц в третьем квартале 2002 года организация должна была заплатить 3960 руб. (1980 руб. 5 2 раб. места). Соответственно за весь третий квартал расходы на эту плату у организации составили 11 880 руб. (3960 руб. 5 5 3 мес.).

Согласитесь, приличная сумма, особенно если это небольшое предприятие.

Но вот вопрос - может ли работодатель учесть плату за квотирование в составе расходов при расчете налога на прибыль? Ведь в законе об инвалидах плата за квотирование не названа ни налогом, ни сбором, ни штрафом - ее статус не определен вовсе.

А для налоговиков это штраф!

С этим вопросом мы обратились в отдел налогообложения прибыли Управления МНС России по Московской области. Там нашему корреспонденту пояснили, что учесть такую плату в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль нельзя. Ведь, по мнению специалистов этого отдела, данная плата носит штрафной характер - это наказание для тех работодателей, которые не выполняют условия квотирования. А в силу прямого указания в статье 270 Налогового кодекса штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджет, не учитываются при налогообложении прибыли.

Надо заметить, что областные налоговики не одиноки в своих взглядах. Схожей позиции придерживается и Владислав Брызгалин, директор агентства правовой безопасности "Налоговый щит". Он вслед за налоговиками отмечает, что плата за несоблюдение или невозможность соблюдения условий квотирования фактически носит характер административной ответственности. И уже поэтому учитывать ее в составе расходов при исчислении налога на прибыль нельзя.

Кроме того, отнести на расходы в целях исчисления налога на прибыль этот вид затрат невозможно и по другим причинам. Во-первых, этот расход не соответствует общим принципам учета расходов, принимаемых в целях налогообложения по налогу на прибыль. По мнению эксперта, данный вид расходов не является обоснованным и не связан с извлечением дохода (ст. 252 НК РФ). А во-вторых, отмечает Владислав Брызгалин, даже если принять, что эта плата является расходом для целей НК РФ, мы все равно не можем учесть ее в составе прочих расходов. Дело в том, что такой "расход" не связан с производством и реализацией продукции, что также является обязательным условием для уменьшения налога на прибыль.

Не штраф, а альтернатива

Но в то же время далеко не все специалисты поддерживают позицию налоговиков. И не считают плату за квотирование своеобразной санкцией. Ведь когда работодатель не устраивает инвалидов на работу и одновременно не вносит плату, для него отдельно установлен штраф.

Светлана Ермакова, аудитор компании ЗАО "Профессиональные аудиторские консультации", отмечает, что уже на уровне федерального законодательства (в законе об инвалидах) работодателям предоставлено право выбора - либо создавать рабочие места для инвалидов, либо вносить в бюджеты субъектов Федерации обязательную плату за невыполнение условий квотирования.

Московское законодательство также подтверждает альтернативный характер этой платы. А статья 5 закона Москвы о квотировании устанавливает ответственность в виде штрафа, который применяется, если организация не только не выполняет условия квотирования, но и не перечисляет обязательную плату.

Еще одним доводом в поддержку альтернативности платы будет и формулировка раздела 1 Инструкции по заполнению регионального государственного статистического наблюдения формы № 1-квотирование "Сведения о выполнении установленных квот и движении денежных средств (при невыполнении условий квотирования рабочих мест)", утвержденной постановлением Московского городского комитета государственной статистики от 21.04.2000 № 5. Там прямо говорится, что "обязательная плата устанавливается как альтернатива созданию квотируемых рабочих мест. Принцип альтернативности предоставляет работодателю право выбора при выполнении условий квотирования: либо трудоустраивать инвалидов <...> на квотируемые рабочие места, либо ежемесячно вносить плату за каждого не трудоустроенного на эти места гражданина".

Таким образом, эти платежи являются альтернативой исполнения требований законодательства, следовательно, их нельзя рассматривать как административное наказание за нарушение требований закона. Ведь, внося обязательную плату за невыполнение условий квотирования в бюджет субъектов Федерации, работодатель как раз и следует букве закона!

Поэтому, по мнению эксперта, указанные платежи можно отнести на уменьшение налогооблагаемой прибыли по подпункту 20 пункта 1 статьи 265 НК РФ в качестве прочего внереализационного расхода.

Расход в полном смысле слова

Итак, плата за несоблюдение условий квотирования не является штрафом. Следовательно, она не попадает в перечень расходов, которые нельзя учесть в целях налогообложения прибыли (ст. 270 НК РФ).

В то же время, напомним, некоторые эксперты высказывали сомнения в том, что эту плату вообще можно считать расходом. Но с такой точкой зрения в корне не согласен Григорий Лобанов, советник по вопросам экономики и права ЗАО "Брынцалов - А". Он считает, что принцип "альтернативности" данной платы надо распространить на все правоотношение, а не только на его часть. Так, отмечает эксперт, если бы налогоплательщик создал соответствующие рабочие места для инвалидов, он конечно же мог бы (и должен был бы) учитывать расходы, связанные с оплатой труда данной категории лиц при уплате налога на прибыль (ст. 255 НК РФ).

Но в рассматриваемом случае, исходя из своих экономических интересов, налогоплательщик считает оправданным не создавать рабочее место для инвалида, а вносить в бюджет обязательную плату. То есть налогоплательщик будет нести затраты, эквивалентные затратам, связанным с оплатой труда. В этом-то и заключается их экономическая обоснованность и направленность на извлечение дохода. И, по мнению Григория Лобанова, расходы в виде обязательных платежей в бюджет, так же как и оплата труда работников-инвалидов, должны переноситься на стоимость произведенных товаров, работ, услуг и признаваться расходом в целях налогообложения прибыли.

***

На наш взгляд, действующее на сегодня законодательство (как федеральное, так и московское) не дает никаких оснований считать, что внесение платы за невыполнение условий квотирования является санкцией. Ведь санкция - это мера ответственности за несоблюдение правил, установленных законодательством. В рассматриваемом случае ответственность должна наступать за нарушение правил квотирования. Но поскольку законодательство предусматривает, что правила квотирования альтернативны (либо создавать рабочие места, либо вносить обязательную плату), саму плату за несоздание рабочих мест для инвалидов санкцией назвать нельзя. Тем более что в статье 5 закона Москвы о квотировании четко определена именно ответственность в виде административного штрафа за одновременное неисполнение обязанностей по квотированию и внесению платы.

Таким образом, работодатели, выбравшие путь внесения обязательной платы, а не создания реальных рабочих мест для инвалидов, могут учесть эту плату в качестве расхода при исчислении налога на прибыль на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 265 НК РФ. А вот штраф, который придется уплатить, когда работодатель не создает реальные рабочие места для инвалидов и при этом не вносит в бюджет обязательную плату, учесть при налогообложении прибыли нельзя.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа финансового руководителя

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Вопрос в редакцию

Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

Вопрос чиновнику

Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

Техподдержка

Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru Политика конфиденциальности Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43629 от 18.01.2011


Внимание! Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль