Вакансии - реклама?

624
Специалисты налогового ведомства умудряются обнаружить рекламу в самых, казалось бы, безобидных ситуациях. Например, когда кадровые агентства размещают в СМИ информацию о вакансиях. Следствием таких "открытий" налоговиков становится предложение заплатить налог.

Кадровые агентства пользуются все большим спросом среди организаций, ищущих персонал. Действительно, самостоятельный поиск кандидатов отнимает много времени и сил. Судите сами - надо выделить специального человека, который будет заниматься просмотром вакансий, отбором подходящих кандидатов, их обзвоном, назначением собеседований и т. п. Гораздо проще поручить эту рутинную работу специалистам. Тем более что затраты на подбор персонала уменьшают налог на прибыль (подп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ). Поэтому, естественно, услуги кадровых агентств все более востребованы.

Но вот незадача - деятельность кадровых агентств стала привлекать пристальное внимание налоговых органов. Налоговики решили, что размещенная в СМИ информация об имеющихся у таких кадровых агентств вакансиях - не что иное, как реклама. Поэтому им надо платить налог на рекламу. Более того, если в тексте объявления фигурирует название работодателя, то налоговики на местах выдвигают требование об уплате "рекламного" налога еще и работодателями. Только вот насколько законны такие требования?

Кадровикам платить

За информацией, как говорится, из первых рук, мы обратились в отдел региональных и местных налогов и сборов УМНС России по г. Москве.

Там не одобрили действия территориальных инспекций, требующих уплаты налога на рекламу с работодателей. В таком случае, пояснили нам, отсутствует объект налогообложения, так как работодатель непосредственно за размещение объявления о вакансии не платит - он платит лишь за подбор персонала.

Но вот кадровые агентства при размещении объявлений об имеющихся у них вакансиях, по мнению налоговиков, должны платить налог на рекламу. Эта точка зрения изложена и в письме УМНС России по г. Москве от 23.05.02 № 23-10/6/23845.

Такую же позицию заняли и специалисты ООО "Газаудит". По их мнению, основной целью деятельности специализированного кадрового агентства является оказание услуг по подбору персонала, трудоустройству физических лиц, размещению информации об имеющихся вакансиях. По сути, такая деятельность является посреднической и обычно осуществляется на возмездной основе.

Таким образом, информация о вакансиях, размещаемая кадровыми агентствами в СМИ, непосредственно связана с осуществляемой деятельностью, направлена на формирование (поддержание) интереса к агентству и предоставляемым им услугам. Кроме того, эта информация адресована неограниченному кругу лиц, в рассматриваемом случае - лицам, нуждающимся в трудоустройстве или желающим поменять место работы. Такая информация способствует обращению названных лиц именно в это агентство. Таким образом, информация о вакансиях может воздействовать на продвижение агентством оказываемых услуг.

Из всего вышеизложенного эксперты ООО "Газаудит" делают однозначный вывод: информация о вакансиях, публикуемая в СМИ специализированными кадровыми агентствами, подпадает под определение рекламы, данное в Федеральном законе от 18.07.95 № 108-ФЗ "О рекламе" (далее - закон о рекламе). Есть у этой информации и еще один признак рекламы, установленный Законом г. Москвы от 21.11.01 № 59 "О налоге на рекламу" (далее - московский закон о налоге на рекламу), - распространение данной информации осуществляется с коммерческой целью (в интересах экономической деятельности рекламодателя).

Статья 4 московского закона о налоге на рекламу определила объект налогообложения как приобретение организацией или предпринимателем рекламных услуг (работ), состоящих в изготовлении и распространении с коммерческой целью информации о товарах (работах, услугах) и (или) о покупателях этих рекламных услуг (работ). Или как рекламные работы, выполняемые рекламодателем самостоятельно, в том числе с привлечением рекламопроизводителя.

Плательщиками налога на рекламу являются рекламодатели, приобретающие рекламные услуги (работы), а также самостоятельно выполняющие работы, связанные с рекламой.

В нашем случае кадровое агентство является рекламодателем - как источник рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы.

Таким образом, кадровые агентства должны платить налог на рекламу при размещении объявлений о вакансиях. Исключением будет лишь случай, когда объявление о вакансии публикуется от имени работодателей и без упоминания об агентстве. В таком случае налог на рекламу платить не надо. Ведь такая информация не носит рекламного характера, соответственно не с чего платить налог на рекламу - нет объекта налогообложения.

Без "рекламного" налога

Но в то же время есть и противоположная точка зрения - при размещении объявлений о вакансиях налог на рекламу платить не надо. Аргументы в защиту этой позиции приводят специалисты НК "Патера".

В Москве налог на рекламу уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию.

Реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Это записано как в законе о рекламе, так и в московском законе о налоге на рекламу.

Как видно из этого определения, для признания информации рекламной необходимо одновременное наличие трех условий. Во-первых, информация должна быть предназначена для неопределенного круга лиц. Во-вторых, информация должна формировать или поддерживать интерес к физическим, юридическим лицам, товарам, идеям и начинаниям. И в-третьих, информация должна способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

В рассматриваемой ситуации последние два условия отсутствуют. Ведь информация организаций, помогающих в подборе персонала, не формирует и не поддерживает интерес к конкретным юридическим и физическим лицам (в публикациях нет реквизитов работодателей или соискателей). Сами кадровые агентства не способствуют реализации товаров, идей и начинаний, так как, подбирая персонал, они оказывают услуги, которые не носят рекламного характера.

Поэтому в связи с тем, что отсутствует объект налогообложения (рекламные работы), налог на рекламу при размещении в СМИ объявлений о вакансиях платить не следует.

Поспорим?

Как видим, в рядах независимых экспертов нет единодушия по поводу "нововведения" налоговиков. Ясно одно - тем кадровым агентствам, которые решат не платить налог на рекламу при размещении объявлений о вакансиях, придется поспорить со своей налоговой инспекцией.

Какие есть пути? Можно будет пожаловаться в вышестоящий налоговый орган. Но тут не исключены проблемы. Вышестоящий налоговый орган для московских налоговых инспекций - Управление МНС России по г. Москве. А позиция УМНС России по г. Москве нам известна, и она далеко не в пользу налогоплательщика. Так что скорее всего кадровое агентство не найдет там поддержки. Можно еще, конечно, подать жалобу в МНС России. Но скорее всего и в главном налоговом ведомстве точно такая же позиция. Есть, конечно, еще один вариант - можно обратиться в суд.

Независимо от того, какой путь изберет налогоплательщик, мы хотим рассказать, какие еще аргументы, помимо уже приведенных, можно использовать в споре.

В Московском регионе при размещении объявлений о вакансиях не принято указывать наименование кадрового агентства. Таким образом, зачастую узнать о том, что за данной вакансией стоит именно кадровое агентство, можно лишь позвонив по указанным в объявлении телефонам. Поэтому по таким объявлениям налог на рекламу точно платить не надо.

Кроме того, даже если в тексте объявления о вакансии упоминается наименование кадрового агентства, то и в таком случае объекта налогообложения не возникает. Ведь это объявление адресовано не потенциальным деловым партнерам кадрового агентства, которыми являются работодатели, а соискателям, для которых услуги в большинстве случаев бесплатны. Поэтому такие объявления не нацелены на формирование интереса к услугам самого кадрового агентства, соответственно они не являются рекламой.

Без судов

И в заключение отметим, что в рассматриваемой ситуации можно попытаться обойтись и без судебных тяжб. Достаточно воспользоваться советом, который дают специалисты ООО "Газаудит". А именно: публиковать объявления о вакансиях не от имени агентства, а от имени работодателей. Ведь в УМНС России по г. Москве признали, что в таком случае налог на рекламу платить не надо. А в качестве координат для связи в объявлении можно указывать данные агентства.

Либо можно вообще не указывать в объявлении ни наименование агентства, ни наименование работодателя. И в том и в другом случае не будет даже и намека на рекламу кадрового агентства. Следовательно, не будет и налога на рекламу.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа финансового руководителя

    Самое выгодное предложение

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...

    Вопрос в редакцию

    Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

    Вопрос чиновнику

    Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

    Техподдержка

    Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!





    Топ-10 главных тем номера

    Как с 1 октября 2017 года оформлять счета-фактуры и вести книги по НДС

    Бухгалтерский справочник по исправлению ошибок в документах

    Как работать с онлайн-кассой после 1 июля 2017 года

    Как избежать случайных ошибок в расчете отпускных

    Как сверить налоговую нагрузку компании с безопасными показателями

    Готовые ответы на требования инспекторов по новой отчетности

    Почему блокируют клиент-банк. Реальные основания и мифы

    Как заполнять платежные поручения по взносам: новые правила

    Как компаниям платить налоги друг за друга, чтобы деньги попали в бюджет

    Бухгалтерские секреты, которые каждый день упрощают работу коллег

    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru
    Политика конфиденциальности
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62334 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль