Аудит по новым стандартам

679
Постановление Правительства РФ от 23.09.02 № 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности"(опубликовано в приложении "Официальные документы" № 36, 2002)Правительство утвердило новые стандарты аудита. Содержание новых правил будет интересно аудиторам, поскольку они должны использовать их в своей работе. Но думаем, что и бухгалтерам будет нелишним знать новые требования к проведению и документированию аудита.

Правительство утвердило новые стандарты аудита. Содержание новых правил будет интересно аудиторам, поскольку они должны использовать их в своей работе. Но думаем, что и бухгалтерам будет нелишним знать новые требования к проведению и документированию аудита.

Правительство выпустило стандарты спустя чуть больше года после вступления в силу Федерального закона от 07.08.01 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Это объясняется тем, что статья 9 закона "Правила (стандарты) аудиторской деятельности", согласно которой эти правила утверждает Правительство РФ, вступила в силу только 10 сентября 2002 года (ст. 22 закона об аудиторской деятельности).

Теперь о самих стандартах. Их пока только шесть. Это:

- цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;
- документирование аудита;
- планирование аудита;
- существенность в аудите;
- аудиторские доказательства;
- аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Как и прежние стандарты, нынешние разрабатывались на основе международных стандартов аудита.

Отметим, что прежние стандарты отличались своей подробностью и развернутостью. В частности, к терминам и понятиям давались пояснения, приводились примеры аудиторской документации. И это понятно. Это обусловливалось новизной такой деятельности, как аудит, для нашей страны и соответственно стремлением оказать помощь начинающим российским аудиторам. Но такие подробности приводили к громоздкости стандарта, сложности для восприятия. При этом некоторые аспекты аудита оставались не до конца понятными и неоднозначными, что значительно усложняло их применение на практике. Новые же стандарты более лаконичны, однозначны, легки для восприятия и представляют собой практически дословно переведенные на русский язык международные стандарты аудита. Международная ориентация российских стандартов аудита понятна и обусловлена прежде всего переходом на международные стандарты ведения самого бухгалтерского учета в России.

Часть изменений и уточнений в новых стандартах имеет качественный характер. Рассмотрим основные из них.

Новые старые цели аудита

Формулировка цели аудита по новому правилу № 1 "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности" несколько отличается от той, что была прежде. Однако различие формулировок не означает, что цели аудита изменились.

Итак, по новому правилу № 1 (п. 2) целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации (аналогичная формулировка содержится и в пункте 3 статьи 1 закона об аудиторской деятельности).

Прежде цели аудита определялись несколько шире. Они были прописаны во Временных правилах аудиторской деятельности в Российской Федерации (п. 5) и стандарте "Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности" (п. 4.4.7). Аудит также включал в себя и проверку соответствия совершенных экономическими субъектами финансовых и хозяйственных операций законодательству РФ.

Как мы уже сказали, на первый взгляд может показаться, что с аудиторов снята обязанность проверять, насколько финансово-хозяйственные операции проверяемых лиц соответствуют российскому законодательству. И если это так, то как поступить аудитору (т. е. какой формы аудиторское заключение выдать) в том случае, если в бухгалтерском учете предприятия никаких существенных нарушений не выявлено, но часть крупных операций совершена с нарушением законодательства РФ? А ведь такие ситуации встречаются довольно часто.

Приведем такой пример. Аудируемое акционерное общество совершило крупную сделку (ст. 78 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах"; далее - закон об АО). Такая сделка должна быть одобрена или советом директоров, или общим собранием акционеров - в зависимости от стоимости отчуждаемого имущества (ст. 79 закона об АО). Однако общество не выполнило вышеуказанное требование закона. И сложилась следующая ситуация. С одной стороны, по закону о бухгалтерском учете общество должно отразить эти операции в отчетности независимо от того, соблюдена процедура одобрения или нет. С другой стороны, эта сделка, когда она совершена с нарушением требований закона об АО, может быть признана недействительной судом по иску акционерного общества или акционера (п. 6 ст. 79 закона об АО). Соответственно у общества возникает риск негативных последствий. В нашем примере такими негативными последствиями может быть возврат сторонами всего полученного по сделке, то есть АО должно будет вернуть полученные деньги, а контрагент - имущество (ст. 167, 168 ГК РФ).

Пройти мимо таких фактов аудитор не имеет права, он обязан донести данную информацию до пользователей бухгалтерской отчетности. Такая обязанность подтверждается и новыми аудиторскими стандартами. К примеру, стандартом № 4 "Существенность в аудите". В нем предусмотрена такая ситуация. Аудитор обнаружил нарушение требований закона, и существует вероятность, что последствия этого нарушения могут значительно повлиять на результаты деятельности аудируемого лица. При этом информация о нарушении не раскрыта в отчетности. Тогда это будет считаться качественным существенным искажением отчетности, что может повлиять на мнение аудитора по результатам аудита.

Эта ситуация относится и к приведенному нами примеру. Если экономический субъект не отразил в пояснительной записке факты несоблюдения процедур в отношении крупных сделок, это следует расценивать как качественное искажение отчетности.

Делаем вывод: чтобы выявить факты неотражения в отчетности информации о нарушении требований законодательства, аудитору придется проанализировать совершенные финансово-хозяйственные операции аудируемого лица на предмет их соответствия законодательству РФ.

Второй аудиторский стандарт, который подтверждает необходимость изучения операций на предмет их соответствия законодательству РФ, - стандарт № 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности". Предположим, существует значительная неопределенность в отношении будущих событий, которая может оказать влияние на бухгалтерскую отчетность аудируемого лица. Тогда, согласно стандарту № 6, аудитор должен рассмотреть возможность включения пояснений, описывающих такую неопределенность, в аудиторское заключение. Если вернуться к нашему примеру, неопределенность эта следующего рода - если сделка будет признана недействительной, отчетность надо будет корректировать.

Аудиторские доказательства

Остановимся и на новом стандарте "Аудиторские доказательства" (стандарт № 5). Его отличие от прежнего - он содержит перечень предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые аудитор должен доказательно подтвердить или опровергнуть. Что подразумевается под такими предпосылками? Это утверждения, сделанные руководством аудируемого лица в явной или неявной форме и отраженные в бухгалтерской отчетности. В принципе эти предпосылки подготовки бухгалтерской отчетности и являются теми направлениями, по которым аудитор должен собирать аудиторские доказательства. Итак, элементы предпосылок:

- существование - наличие по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности;
- права и обязанности - принадлежность аудируемому лицу по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности;
- возникновение - относящиеся к деятельности аудируемого лица хозяйственная операция или событие, имевшие место в течение соответствующего периода;
- полнота - отсутствие не отраженных в бухгалтерском учете активов, обязательств, хозяйственных операций или событий либо нераскрытых статей учета;
- стоимостная оценка - отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности надлежащей балансовой стоимости актива или обязательства;
- точное измерение - точность отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответствующему периоду времени;
- представление и раскрытие - объяснение, классификация и описание актива или обязательства в соответствии с правилами его отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Если эти критерии "во всех существенных отношениях" у аудируемого субъекта соблюдены, то у аудитора есть все основания выдать положительное заключение.

Прежний же стандарт вообще не говорил о том, какие аудиторские доказательства считатаются достаточными для выражения мнения о достоверности отчетности, точнее - по каким направлениям аудитор должен собирать доказательства.

Кроме того, в предыдущем стандарте не были обозначены категории аудиторских доказательств. Указывались лишь виды процедур (проверка сальдо и оборотов счетов, аналитические процедуры и пр.). При этом стандарт не определял, на проверку чего конкретно процедуры должны быть направлены. В итоге нормативно не был регламентирован состав аудиторских доказательств, достаточный для выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности. И это обстоятельство приводило к появлению большого количества необоснованных положительных аудиторских заключений и так называемых карманных аудиторских фирм, выдающих такие заключения.

Документирование аудита

Новый стандарт № 2 "Документирование аудита" фактически установил критерий оценки качества документирования аудиторских процедур. Требования такого документирования были и в прежнем стандарте, однако формулировки последнего не были столь конкретными и однозначными, каковы они сейчас.

Итак, объем документации аудитор выбирает сам, основываясь на своем профессиональном мнении. Каждый вопрос, рассмотренный в ходе проверки, документировать необязательно. Казалось бы, аудитор свободен в решении вопроса - что и как документировать... если бы не одно весьма серьезное требование. Объем документации по проверке должен быть таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать работу другому аудитору, не имеющему опыта работы по этому заданию, новый аудитор смог бы на основе данной документации понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов прежнего аудитора. Причем в стандарте подчеркивается, что новый аудитор должен понять всю сделанную работу по проверке исключительно на основании переданной ему документации, не прибегая к дополнительным беседам или переписке с прежним аудитором.

Согласитесь, требование серьезное и оправданное. До сих пор некоторые аудиторы не до конца понимают значение документирования и относятся к работе по подбору и составлению документов формально. Объясняют они это тем, что лучше увеличить аудиторскую выборку, то есть проверить больший объем документов, тем самым снизив риск необнаружения ошибок, чем тратить время на оперативное, подробное и качественное документирование уже выполненных процедур. В результате по документам таких аудиторов затруднительно, а зачастую практически невозможно понять объем, характер и глубину выполненных аудиторских процедур, проверить обоснованность сделанных выводов. В итоге невозможно сделать и вывод о качестве проведенного аудита и соответственно об обоснованности выданного аудиторского заключения. К тому же, выигрывая в одном (в уменьшении трудозатрат на составление рабочих документов), такие аудиторские фирмы значительно проигрывают в другом. Кроме тех последствий, которые мы перечислили, еще и увеличивается зависимость от конкретных исполнителей, не накапливаются и не передаются их опыт и знания, становится невозможным объективно оценить профессиональный уровень аудиторов.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа финансового руководителя

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Вопрос в редакцию

Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

Вопрос чиновнику

Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

Техподдержка

Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru Политика конфиденциальности Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43629 от 18.01.2011


Внимание! Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль