Если компании возместили налог на добавленную стоимость в ускоренном порядке, но по итогам камеральной проверки в вычете отказали, то она обязана будет вернуть сумму налога с процентами. Их размер за каждый день пользования бюджетными средствами равен сумме неправомерно возмещенного налога, умноженного на двойную ставку рефинансирования, деленную на количество календарных дней в году. Кроме того, чиновники разъяснили, что пени на сумму налога, возмещенную в ускоренном порядке и подлежащую возврату по решению инспекции, компания уплачивать не обязана.
Письмо Минфина России от 05.04.10 № 03-07-08/95 <О некоторых вопросах, связанных с заявительным порядком возмещения НДС>
Вопрос: Федеральным законом от 17.12.2009 № 318-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость» глава 21 дополнена новыми положениями, предусматривающими заявительный порядок возмещения НДС. Согласно новому правилу, предусмотренному статьей 176.1 НК РФ, сумма налога, заявленная к возмещению в налоговой декларации (положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой исчисленного налога), может быть возмещена налогоплательщику до завершения налоговыми органами камеральной налоговой проверки. При этом налоговым органам предоставлено право в случае наличия у налогоплательщика на момент вынесения решения о возмещении НДС в заявительном порядке недоимки по налогам, а также задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, самостоятельно производить зачет заявленной к возмещению суммы налога в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам. Просим дать разъяснения о порядке применения заявительного порядка возмещения НДС, в частности:
– какая задолженность налогоплательщика в данном случае будет признаваться недоимкой по налогам и задолженностью по пеням и штрафам; признается ли недоимкой по налогам и (или) задолженностью по пеням и штрафам суммы налогов, пеням и штрафам, начисленные налогоплательщику по результатам выездной (камеральной) проверки, в отношении которых приняты обеспечительные меры, в частности, приостановлено исполнение оспариваемого акта налогового органа на основании решения Арбитражного суда?
– какой порядок расчета процентов на подлежащие возврату налогоплательщиком суммы налога, предусмотренные п. 17 ст. 176.1 НК РФ в случае вынесения решения по результатам камеральной налоговой проверки об отмене решения о возврате (полностью или частично) сумм налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке? Верно ли мы понимаем, что проценты должны рассчитываться по формуле:
Проценты = Сумм × (Ставка реф.ЦБ × × Дн./365 (366),
где:
Сумм – сумма, подлежащая возврату налогоплательщиком в случае вынесения налоговым органом по результатам проверки решения об отмене решения о возврате (полностью или частично) сумм налога, заявленных к возмещению в заявительном порядке;
Ставка реф. ЦБ – ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
Дн. – количество дней в период пользования бюджетными средствами.
– начисляются ли помимо процентов, указанных в п. 17 ст. 176.1 НК РФ, пени на сумму налога, не подлежащую возмещению по результатам камеральной налоговой проверки за период пользования бюджетными средствами?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо о применении отдельных положений статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации о заявительном порядке возмещения налога на добавленную стоимость и сообщает следующее.
Статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) установлен заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость. Согласно данному порядку налогоплательщикам, у которых по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, предоставлено право, начиная с представления деклараций за I квартал 2010 года, возмещать указанную разницу до завершения камеральной проверки налоговой декларации.
Пунктом 9 указанной статьи 176.1 Кодекса предусмотрено, что при наличии у налогоплательщика недоимки по налогу на добавленную стоимость, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, налоговым органом на основании решения о зачете суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке производится самостоятельно зачет суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в счет погашения указанной недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Кодекса недоимкой признается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок. При этом за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора на основании положений статьи 75 Кодекса начисляются пени, а за совершение налогового правонарушения в случаях, установленных Кодексом, взыскиваются штрафы.
Пунктом 8 статьи 101 Кодекса установлено, что размер выявленной недоимки и сумма соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф указывается в решении о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
На основании положений пункта 9 статьи 101 и пункта 1 статьи 101.3 Кодекса решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу, то есть по истечении 10 дней со дня вручения соответствующего решения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено, если оно не было обжаловано в апелляционном порядке.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога (пеней, штрафов) в установленный срок обязанность организации по уплате налога (пеней, штрафов) исполняется в принудительном порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Кодекса.
Пунктом 3 статьи 138 Кодекса предусмотрено, что в случае обжалования актов налоговых органов в суд по заявлению налогоплательщика исполнение обжалуемых актов может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительные меры сохраняют свое действие соответственно до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу, и до вступления в законную силу соответствующего судебного акта.
Согласно пункту 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 августа 2004 года № 83 под приостановлением действий ненормативного правового акта, решения понимается не признание акта, решения недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением.
Таким образом, принятие судом обеспечительных мер не означает признание обязанности налогоплательщика по уплате соответствующих налогов (пеней, штрафов) исполненной и отсутствие недоимки по налогам и (или) задолженности по пеням и штрафам, но приостанавливает действия налоговых органов по их взысканию.
Учитывая изложенное, зачет суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в счет недоимки и задолженности по пеням и штрафам, по которым судебными органами принята обеспечительная мера в виде приостановления исполнения соответствующих актов налоговых органов, не производится.
На основании положений статьи 176.1 Кодекса в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе камеральной проверки сумма налога на добавленную стоимость, возмещенная налогоплательщику в заявительном порядке, подлежит возврату в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам указанной проверки. При этом в соответствии с пунктом 17 данной статьи Кодекса на сумму налога, подлежащую возврату налогоплательщиком, начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее – Банк России), действовавшей в период пользования указанными бюджетными средствами.
Учитывая, что статьей 176.1 Кодекса не предусмотрен особый порядок расчета ставки рефинансирования Банка России, при расчете указанных процентов число дней в году принимается равным 365 (366) дням.
Таким образом, сумма процентов, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется как произведение суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возврату налогоплательщиком, двойной ставки рефинансирования Банка России, деленной на количество дней в году (365 или 366), и количества дней пользования бюджетными средствами.
В случае если в период пользования бюджетными средствами действовали разные ставки рефинансирования Банка России, расчет процентов в вышеуказанном порядке осуществляется отдельно по каждой ставке рефинансирования Банка России и полученные суммы складываются.
Что касается вопроса о пенях на сумму налога на добавленную стоимость, возмещенную налогоплательщику в заявительном порядке и подлежащую возврату налогоплательщиком по результатам камеральной проверки, то нормами Кодекса их начисление не предусмотрено.
Одновременно отмечаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 года № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
налоговой и таможенно-тарифной политики
Минфина России