text
Газета

Займы, выданные гражданином и компанией, несопоставимые

  • 1 января 2016
  • 286

Минфин напомнил, что кредиты и займы от юридических и физических лиц не признаются выданными на сопоставимых условиях.

Письмо Минфина России от 02.06.10 № 03-03-06/2/104 <О порядке определения сопоставимых долговых обязательств>

Вопрос: Согласно п. 1 ст. 269 НК РФ расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения.

Существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.

При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза, – при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам – по долговым обязательствам в иностранной валюте.

В учетной политике для целей налогообложения на 2010 г. банк определил следующий способ признания расходов в виде процентов в налоговом учете: расходом признаются проценты при условии, что их размер существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях (далее – способ сопоставимости). При этом в учетной политике закреплены критерии, по которым долговые обязательства признаются сопоставимыми по объемам, срокам и обеспечению, исходя из принципа существенности и обычаев делового оборота.

У банка имеются долговые обязательства не только перед российскими организациями и физлицами, но и перед организациями и физлицами – нерезидентами РФ.

1. Возможно ли применение в целях налога на прибыль способа сопоставимости для признания расходов в виде процентов в отношении долговых обязательств перед российскими гражданами? Если да, то следует ли при определении среднего уровня процентов принимать в расчет все долговые обязательства, полученные в том же квартале на сопоставимых условиях, как перед российскими организациями, так и перед физлицами, либо необходимо определять средний уровень процентов отдельно по долговым обязательствам перед российскими организациями и отдельно по долговым обязательствам перед физлицами?

2. Возможно ли применение в налоговом учете для целей признания расходов в виде процентов способа сопоставимости в отношении долговых обязательств перед иностранными организациями и физлицами, не являющимися резидентами РФ?

3. В каком порядке следует учитывать расходы в виде процентов в случае наличия долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, в ситуации, когда размер начисленных процентов по отдельным долговым обязательствам существенно отклоняется от среднего уровня процентов (более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения), начисленных по сопоставимым долговым обязательствам?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов и сообщает следующее.

По первому и второму вопросам.

Согласно п. 1 ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида, при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце – для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения.

Согласно ст. 313 НК РФ порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

По нашему мнению, долговые обязательства, выданные юридическими и физическими лицами, не признаются долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях. В учетной политике для целей налогообложения устанавливается порядок определения предельной величины процентов, признаваемых расходом, по долговым обязательствам, выданным юридическими лицами, а также порядок определения предельной величины процентов, признаваемых расходом, для долговых обязательств, выданных физическими лицами.

При этом долговые обязательства, возникающие перед юридическими лицами, могут включать в себя долговые обязательства, выданные иностранными юридическими лицами, а выданные физическими лицами – физическими лицами, не являющимися резидентами Российской Федерации.

По третьему вопросу.

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 269 НК РФ существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.

Таким образом, в случае если начисленные проценты превышают средний уровень процентов, увеличенный на 20 процентов, то предельная величина процентов, признаваемых расходом, будет равна такому среднему уровню процентов, увеличенному на 20 процентов.

 

Заместитель директора департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики
Минфина России
С. В. Разгулин

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно, и не займёт много времени, а вы будете в курсе полезной информации, которая нужна Вам для работы.

Рекомендации по теме

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Мы заботимся о качестве материалов на сайте и чтобы защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи и сервисы в закрытом доступе.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
.... чтобы ознакомиться со сведениями
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.