Надо ли в 2012 году тратиться на техосмотр автомобиля и платить за него утилизационный сбор

38
Покупая автомобиль, убедитесь, что кто-нибудь из бывших владельцев заплатил утилизационный сбор. Иначе перечислить его скорее всего придется вам. А начнем мы наш материал с изменений в правилах техосмотра и выдачи полисов ОСАГО.

Для чего надо проходить техосмотр в 2012 году

С 2012 года сотрудники ГИБДД не проверяют у владельцев легковых машин наличие документов, подтверждающих прохождение техосмотра. Ведь штрафов за такое нарушение больше нет.

Но легковой автомобиль не поставят на учет в ГИБДД без страхового полиса ОСАГО (п. 3 ст. 16 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). А страховая компания потребует документ, подтверждающий прохождение ТО.

То есть без технического осмотра владельцу автомобиля не удастся получить полис ОСАГО. Правда, это не касается владельцев новых машин. Ведь первые три года, начиная с даты выпуска авто, проходить техосмотр не надо. В связи с чем страховые компании не вправе требовать документы о ТО у собственников новых машин (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ). И кстати, не важно, какой вид страховки вы решили приобрести: ОСАГО или КАСКО.

С выплатами по страховому случаю у владельцев новых машин также проблем быть не должно. Страховые компании попросту не вправе отказаться возмещать убытки только из-за того, что у обладателя авто, выпущенного меньше трех лет назад, нет документа о техосмотре. Это подтвердили во всех крупных страховых организациях, опрошенных нами.

Правда, на практике некоторые страховщики запугивают владельцев новых машин тем, что без техосмотра страховое возмещение выплачивать не станут. Само собой, это незаконно и судьи будут на стороне автовладельца. Но, согласитесь, проще оформить документ о техосмотре сразу после покупки машины, чем потом судиться со страховщиком.

Что касается машин возрастом от трех до семи лет, то для них осмотр обязательно проходить один раз в два года. А машины, выпущенные уже больше семи лет назад, надо подвергать ТО и вовсе ежегодно.

Обратите внимание на еще одно недавнее изменение. С 10 августа 2012 года основным документом о техническом состоянии автомобиля стала диагностическая карта. Вместо прежнего талона. Однако если у вас на руках есть действующий техталон, то проходить осмотр заново нет необходимости. Заключая договор со страховой компанией, предоставьте один из двух документов — диагностическую карту или техталон. Окончательная отмена старых талонов произойдет только с 1 августа 2015 года.

Кстати, диагностическая карта будет действовать до той даты, которая в ней указана. Независимо от того, менялся собственник автомобиля или нет. Ну и опять же для новых машин получать диагностическую карту не нужно.

А вот 6-месячное ограничение на техосмотр, к счастью, отменили. Напомним, что раньше надо было проходить ТО, если до окончания срока техталона оставалось меньше полугода. Страховщики просто отказывались выдавать полис ОСАГО. Теперь можно застраховать авто и в последний день действия техосмотра.

Итак, в большинстве случаев застраховать автомобиль не получится без документов, подтверждающих прохождение техосмотра. Поэтому расскажем, на что обратить внимание во время диагностики машины. А без каких бумаг вас не допустят до техосмотра, мы написали ниже.

Какие документы понадобятся, чтобы пройти техосмотр

1. Паспорт собственника автомобиля.

2. Свидетельство о регистрации или паспорт транспортного средства (ПТС).

3. Доверенность от имени владельца машины, если техосмотр проходит представитель.

Не позднее чем через сутки после проведения техосмотра оператор вносит сведения в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО), которая работает с 1 января 2012 года. Запись в ней повторяет данные, которые содержит диагностическая карта. В том числе информацию обо всех неисправностях автомобиля. ЕАИСТО позволяет оформить дубликат диагностической карты у любого оператора.

Где можно пройти техосмотр

С 2012 года пройти техосмотр можно не только в госавтоинспекции. Теперь этим занимаются операторы технического осмотра. А к ним относятся в том числе сервисные компании и дилеры автопроизводителей. Главное, чтобы оператор имел государственную аккредитацию Российского союза автостраховщиков (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ).

Если специалист, проводя техосмотр вашего авто, обнаружил неисправность, не огорчайтесь. После устранения неполадки вы снова сможете обратиться к оператору ТО. И если опять в ту же сервисную компанию, то, что приятно, техосмотр можно ускорить. А также сэкономить на плате за ТО. Дело в том, что в такой ситуации мастер проверит лишь те детали, с которыми возникли проблемы впервые. Соответственно, и возьмут с вас лишь за часть услуги.

А вот у другого оператора придется проходить всю процедуру техосмотра заново и оплачивать стоимость услуги полностью. Причем автотехсервисы самостоятельно определяют цену осмотра на своем пункте. Единственное, что она не может превышать максимальный тариф, установленный для каждого субъекта РФ региональными властями.

Так, к примеру, в Москве стоимость техосмотра легковушки не может быть дороже 720 руб. (постановление Правительства г. Москвы от 27 марта 2012 г. № 107-ПП). В Питере такой предел — 881 руб. (постановление Правительства г. Санкт-Петербурга от 29 декабря 2011 г. № 1777). А в Екатеринбурге и вовсе 498 руб. (постановление Правительства Свердловской области от 21 декабря 2011 г. № 1736-ПП).

Что касается государственной пошлины за проведение технического осмотра у оператора, то с 1 января 2012 года ее платить не нужно.

Надо ли покупателю автомобиля платить утилизационный сбор

С 1 сентября 2012 года все, кто ввозит автомобили на территорию России или их производит (помимо льготников), должны уплачивать утилизационный сбор (п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). А надо ли его платить обычным автовладельцам? Давайте разберемся.

Покупатель автомобиля, как правило, должен уплатить сбор за утилизацию, если ранее этого не сделал продавец. Рассмотрим, когда это может произойти.

Когда покупателю надо платить утилизационный сбор за продавца

Покупателю придется уплатить утилизационный сбор в двух случаях. Во-первых, если продавец является льготником. Или автомобиль ввезен из свободной таможенной зоны на территории Калининградской области до 1 апреля 2016 года. Кстати, льготниками считаются беженцы и вынужденные переселенцы, дипломатические представительства и консульские учреждения, а также их сотрудники и члены семей.

Во-вторых, покупателю придется заплатить утилизационный сбор, если продавец этого не сделал, нарушив законодательство. Полный перечень ситуаций, когда покупателю авто придется заплатить сбор за продавца, содержит статья 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Но все эти выводы касаются только машин, ввезенных в Россию или произведенных с 1 сентября 2012 года. То есть волноваться по поводу утилизационного сбора не придется, если ПТС выписан до осени.

И все-таки есть машины, с которых сбор не взимается вовсе. Ни с того, кто их ввез в Россию или произвел, ни с вас, как обычного покупателя машины. Это ретроавтомобили и машины, ввезенные из Таможенного союза. Тут логика такая. Раз под льготу подпадает автомобиль, то с него не нужно платить сбор.

Как узнать, уплачен ли утилизационный сбор по машине

Прежде всего, необходимо ознакомиться с паспортом транспортного средства. На нем с 1 сентября ставится отметка, подтверждающая уплату сбора. То есть если она присутствует на ПТС, то до вас сбор уплатили. А значит, вам беспокоиться не о чем.

Другое дело, когда в паспорте проставлена отметка о льготном статусе авто. Поэтому если в ПТС информации об уплате сбора нет, то стоит узнать у продавца, на каком основании автомобиль попал в категорию льготных.

Кроме того, в ПТС может стоять отметка о том, что производитель авто принял на себя так называемое обязательство по утилизации. Если такой штампик появился в паспорте законно, то сбор платить не нужно.

В настоящее время самому проверить все это сложно. Но совсем скоро на сайте Министерства промышленности и торговли должны появиться реестры производителей. Из них можно будет узнать информацию о компаниях, взявших на себя обязательство по утилизации. В одном списке можно будет отследить российских производителей. А во втором — казахских и белорусских.

Впрочем, за неуплату утилизационного сбора на настоящий момент штрафа не установлено. Но, увидев такое нарушение, сотрудники ГИБДД откажут вам в регистрации автомобиля. Инспекторы могут проверить, следует ли покупателю уплачивать сбор по купленной машине, по специальным реестрам для служебного пользования.

Как рассчитать утилизационный сбор

Сразу скажем, что рассчитать сбор вам придется самостоятельно. К счастью, это совсем не сложно. Просто-напросто нужно базовую ставку умножить на коэффициент. Все эти показатели установлены постановлением Правительства РФ от 30 августа 2012 г. № 870.

Базовая ставка за легковую машину составляет 20 000 руб. Коэффициент здесь зависит от возраста машины и объема двигателя.

Однако для автомобилей, которые вво- зятся для личного пользования, установлены свои коэффициенты. Так, для авто трех лет и младше — это 0,1. Тогда сбор составит 2000 руб. (20 000 руб. × 0,1). А для более старых машин коэффициент выше. Он равен 0,15. В этом случае надо уплатить 3000 руб. (20 000 руб. × 0,15).

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа финансового руководителя

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Вопрос в редакцию

Ответы на самые интересные вопросы мы публикуем в газете.

Вопрос чиновнику

Горячие линии с чиновниками проходят еженедельно.

Техподдержка

Не работает сайт или сервисы? Не приходит газета? Пишите сюда!


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Редакция газеты: info@gazeta-unp.ru | Администрация сайта: online@gazeta-unp.ru Политика конфиденциальности Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43629 от 18.01.2011


Внимание! Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль