text
Газета

ПБУ 1 2008

  • 4 декабря 2017
  • 3505
ПБУ 1 2008

6 августа 2017 года вступили в силу поправки в ПБУ 1 2008 Учетная политика организации. Поправки Минфин внес приказом от 28.04.2017 № 69н. Расскажем, что изменилось и как применять новые правила.

ПБУ 1 2008 Учетная политика организации утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н. Но в апреле 2017 года чиновники внесли ряд изменений в документ, чтобы упорядочить формирование политики организации, связать с применением МСФО при выработке политики, а также привести нормы ПБУ в соответствие с законом о бухучете. Изменения в ПБУ вступили в силу с 6 августа 2017 года.

Что изменилось в ПБУ 1 2008 Учетная политика в последней редакции 2017 года, Минфин разъяснил в информационном сообщении от 02.08.2017 № ИС-учет-9. Подробнее об этом читайте далее.

ПБУ 1 2008: последняя редакция 2017

Соотношение учетной политики разных организаций. Все компании самостоятельно составляют учетную политику, руководствуясь законодательством о бухучете, федеральными и отраслевыми стандартами (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Исходя из этого ПБУ 1 2008 дополнено указанием на то, что организация выбирает способы ведения бухучета независимо от того, какие способы ведения учета выбирают другие организации.

ДокументПБУ 1 2008 последняя редакция 2017

Так как организация, имеющая дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами (ч. 14 ст. 21 закона № 402-ФЗ), в ПБУ теперь уточнено, что дочерние общества составляют свою политику с учетом стандартов учета основного общества.

Статьи по теме:

Формирование учетной политики организации. При составлении политики в отношении конкретного объекта учета организация выбирает один из пособов в соответствии с федеральными стандартами (ч. 3 ст. 8 закона № 402-ФЗ). В новой редакции ПБУ 1 2008 предусмотрено составлене политики для следующих случаев (см. таблицу).

Условие стандарта Порядок
Стандарт устанавливает один способ учета Учет объекта ведут способом, установленным стандартом. В учетную политику включают именно этот способ учета.
Стандарт устанавливает несколько допустимых способов учета Организация выбирает из всех допускаемых стандартом способов ведения бухучета тот, который обеспечивает формирование качественной информации о конкретном объекте учета.

Выбор делают на основе критериев, установленных ПБУ 1 2008 (имущественная обособленность, непрерывность деятельности, последовательность применения учетной политики, временная определенность фактов деятельности). Также надо учесть полноту, своевременность, осмотрительность, приоритета содержания перед формой, непротиворечивость, рациональность.

Если речь идет о формировании в учете несущественной информации, организация вправе выбирать способ учета рационально.
Стандарт не содержит допустимые способы учета

Организация самостоятельно разрабатывает способ ведения учета, исходя из требований законодательства и стандартов

В качестве источника первой очереди применяются МСФО по аналогичным вопросам. Если МСФО не содержат необходимых способов ведения бухучета, то организация должна ориентироваться на положения федеральных и отраслевых стандартов. Если и там решения нет, то руководствоваться надо рекомендациями в области учета, принимаемыми согласно закону № 402-ФЗ.

Также можно применять упрощенные способы учета, разрабатывать способ ведения учета по конкретному вопросу, руководствуясь исключительно требованием рациональности.

О способах учета учета в стандарте рассказывает Альмин Моисеевич Рабинович, руководитель управления бухгалтерского и налогового консалтинга ООО "Финэкспертиза", к. и. н. Смотрите видео:

Отступление от алгоритма составления учетной политики. Последняя редакция ПБУ 1 2008 (2017) дополнена нормами о том, как выбирать или разрабатывать способ ведения учета, если следование общему порядку приводит к недостоверному представлению финансового положения организации, финансовых результатов деятельности и движения денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В исключительных случаях и при соблюдении всех следующих условий организация вправе отступить от общего порядка формирования политики:

  1. Определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  2. Возможен альтернативный способ ведения учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства;
  3. Альтернативный способ ведения учета не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых отчетность организации будет давать недостоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах и движении средств.

ПБУ 1 2008 также дополнили требованиями к раскрытию информации об отступлении от общих правил и применении альтернативного способа ведения учета.

При отступлении от общего порядка формирования политики организация обязана раскрыть в своей бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  1. Стандарт учета, устанавливающий способ ведения учета, от применения которого организация отступила, дать краткое описание этого способа.
  2. Обстоятельства, в результате которых применение общего порядка формирования учетной политики, приводит к тому, что отчетность организации не позволяет получить достоверное представление о ее финансовом положении, результатах деятельности и движении средств.
  3. Содержание примененного альтернативного способа ведения учета и объяснение, каким образом этот способ устраняет недостоверность представления сведений.
  4. Все показатели отчетности, которые были изменены в результате отступления от общего порядка. То есть включить в отчетность сравнительный анализ всех показателей отчетности, которые были изменены.

Право унифицировать учетную политику по МСФО и по российским правилам. Организации тепрерь могут формировать политику с учетом требований МСФО. Такое право предоставлено организациям, которые раскрывают:

  • Консолидированную финансовую отчетность, которая составляется в соответствии с МСФО, или
  • составленную по МСФО финансовую отчетность, не создающей группу.

Такие организации при формировании политики могут руководствоваться федеральными стандартами учета с учетом требований МСФО. Если применение какого-то способа ведения чета, предусмотренного стандартом, приводит к несоответствию политики МСФО, то можно не применять данный способ учета. Вместо этого применяется способ, предусмотренный соответствующим МСФО.

  1. В описанном случае в отношении каждого не примененного способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета, организация должна в своей бухгалтерской (финансовой) отчетности:
  2. Описать такой способ;
  3. Раскрыть требование МСФО, которое будет нарушено при применении способа учета, установленного федеральным стандартом, и описать, каким образом это требование будет нарушено.

Требование рационального ведения учета. Согласно ПБУ 1 2008 одним из требований к учетной политике организации является требование рациональности. Минфин уточнил содержание этого требования.

Учетная политика организации должна обеспечивать, среди прочего, рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий работы и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте учета и полезности этой информации.

Порядок отражения последствий изменения учетной политики. Согласно ПБУ 1 2008 последствия изменения учетной политики отражаются в бухгалтерском учете, как правило, ретроспективно.

Чиновники уточнили, что ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики - это корректировка входящего остатка не только по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый) убыток", но и (или) остатка по другим статьям бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в отчетности дату.

Обязанность раскрывать досрочное применение стандартов. Нормативный правовой акт по бухучету устанавливает дату введения его в действие для обязательного применения организациями. Вместе с тем в нем может быть предусмотрена возможность добровольного применения утвержденных им правил до наступления даты обязательного применения. В последнем случае введение в действие правил бухучета происходит в два этапа. На первом этапе организации применяют правила добровольно, на втором - в обязательном порядке.

Если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету предусматривает возможность добровольного применения утвержденных им правил до наступления срока их обязательного применения, организация, воспользовавшаяся такой возможностью, обязана раскрыть данный факт в отчетности.

Отмена обязанности раскрывать в отчетности отдельные факты. Минфин исключил два требования о раскрытии информации в бухгалтерской отчетности:

  1. Раскрывать факт неприменения утвержденного и опубликованного, но еще не вступившего в силу нормативного правового акта по бухучету, а также возможную оценку влияния применения такого акта на показатели отчетности;
  2. Объявлять изменения учетной политики на год, следующий за отчетным.

Об изменениях в ПБУ 1 2008 рассказывает Альмин Моисеевич Рабинович, руководитель управления бухгалтерского и налогового консалтинга ООО "Финэкспертиза", к. и. н. Смотрите видео:

Статьи по теме:

Скачать ПБУ 1 2008 учетная политика организации (последняя редакция 2017) можно по ссылке выше.

Другие изменения в ПБУ 1 2008

И еще ряд норм ПБУ 1 2008 приведен в соответствие с законом о бухучете.

В частности, в пункте 8 примеры организационно-распорядительной документации, которой оформляется принятая политика, дополнены стандартами.

В пункте 10 уточнено, что применение разработанного организацией нового способа ведения учета должно приводить к повышению качества информации о таком объекте.

В пункте 17 уточнено, что организация должна раскрыть способы ведения учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения этой организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.

В пункте 24 исключено упоминание того, что пояснительная записка входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Внесены следующие терминологические уточнения:

  • термин "государственные (муниципальные) учреждения" заменен термином "организации государственного сектора";
  • термин "положения по бухгалтерскому учету" заменен термином "федеральные стандарты бухгалтерского учета".

Читайте также:

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно, и не займёт много времени, а вы будете в курсе полезной информации, которая нужна Вам для работы.

Рекомендации по теме

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Мы заботимся о качестве материалов на сайте и чтобы защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи и сервисы в закрытом доступе.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
.... чтобы ознакомиться со сведениями
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.