Газета

Компании выигрывают все споры с налоговиками из-за товарных знаков

  • 22 апреля 2014
  • 1466

Мы проанализировали арбитражную практику Северо-Западного округа по спорам, возникшим из-за различных претензий налоговиков к использованию товарных знаков. За последние полгода судьи рассмотрели пять дел и все разрешили в пользу компаний.

Налоговики могут заявить, что компания скрывает выручку от реализации своих товарных знаков или выгоду от использования чужих обозначений. За этим следуют доначисления НДС и налога на прибыль. Но контролеры недостаточно тщательно проводят экспертизу или не изучают условия договоров об использовании товарных знаков. В результате компании в суде успешно уходят от доначислений.

Какие аргументы помогли компаниям отменить доначисления
Что не понравилось проверяющим Решение судей Комментарий «УНП»
Компания предоставила контрагенту право пользоваться ее товарными знаками. Инспекция сравнила знаки на упаковках продукции, которую изготавливал контрагент, со знаками в договоре. Контролеры пришли к выводу, что компания передала контрагенту больше обозначений, чем по договору. Значит, скрыла выручку и недоплатила НДС. Результат обернулся доначислениями Экспертизы товарных знаков без оригиналов продукции недостаточно для доначислений. Налоговики на экспертизе сравнивали товарные знаки по договору с обозначениями на копиях упаковок, а не на оригиналах. Значит, нельзя было достоверно судить о схожести обозначений. Налоговики не доказали скрытую реализацию, поэтому доначисления незаконны (постановление от 13.02.14 № А56-28141/2013*) Передача прав на некоторые результаты интеллектуальной деятельности не облагается НДС. В частности, на изобретения, программы, секреты производства (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). Но товарные знаки в этом перечне не названы, поэтому при их передаче безопаснее заплатить НДС, а базу определить как вознаграждение по договору. Минфин считает так же (письмо от 30.11.11 № 03-07-11/330)
Компания маркировала свою продукцию товарными знаками. Инспекторы заявили, что эти знаки принадлежали другим организациям, а компания ими безвозмездно пользовалась и получала от этого экономическую выгоду. Рассчитав предполагаемые доходы, контролеры доначислили налог на прибыль После передачи неисключительных прав на товарные знаки компания вправе ими пользоваться. Суд разобрался, что спорные знаки разработала компания, а затем передала контрагентам право ими пользоваться. Но это право не было исключительным, так что компания пользовалась своими обозначениями законно. Значит, нет дохода от чужих товарных знаков (постановление от 22.01.14 № А56-11828/2013) Созданный товарный знак является нематериальным активом, если отвечает критериям амортизируемого имущества (п. 1 ст. 256 НК РФ). Для начала амортизации надо зарегистрировать знак в Роспатенте. При этом не обязательно выпускать продукцию с новым товарным знаком (письмо ФНС России от 01.11.11 № ЕД-4-3/18192). Для учета расходов достаточно, например, использовать его при рекламе будущих товаров
Компания оплатила маркетинговое исследование рынка для продажи своих товаров. Инспекторы на выездной проверке заметили, что компания уже продала знак, которым собиралась маркировать эти товары. Значит, по мнению ревизоров, расходы на маркетинг необоснованны, так как компания товары продавать не может Расходы на продвижение товаров на рынке обоснованны и при последующей продаже товарного знака. Судьи подчеркнули, что в периоде маркетингового исследования товарный знак принадлежал компании. Несмотря на то что затем компания продала знак, затраты обоснованны (постановление от 20.11.13 № А56-78283/2012) У инспекторов часто возникают претензии к маркетинговым расходам. Поэтому безопаснее собрать максимально подробные документы о маркетинговых, консультационных и других исследованиях. В частности, приказ директора о необходимости услуг, отчеты от исполнителя о проделанной работе, отчет о том, как исследования повлияли на бизнес компании

Здесь и далее постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно, и не займёт много времени, а вы будете в курсе полезной информации, которая нужна Вам для работы.

Рекомендации по теме

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Мы заботимся о качестве материалов на сайте и чтобы защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи и сервисы в закрытом доступе.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
.... чтобы ознакомиться со сведениями
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.